Про велосипедные вилки: назначение, виды, выбор

Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания райдера.

Разновидности велосипедных вилок

Помимо визуального привлечения внимания к транспорту, часто она выполняет функцию амортизации. Зачем это нужно?

  1. Комфортное катание. Отсутствие тряски и ударов в рулевую установку – залог удобной езды.
  2. Сохранение здоровья. Вибрация и нагрузка на запястья, а также удары в руки, негативно влияют на суставы.
  3. Удобное управление. Амортизационная вилка снижает нагрузку, а колесо не скользит.
  4. Экономия сил и энергии. Амортизатор берет все колебания на дороге, облегчая усилия велосипедиста.

Рассмотрим подробнее типы вилок.

Какие бывают вилки?

Вилка велосипеда может изготавливаться из различного материала: алюминия, стали, титана, карбона, магния. Материал вилки определяет прочность и долговечность конструкции велосипеда.

Жесткая вилка
Жесткая конструкция

Выделяют два вида велосипедных вилок: жесткий и амортизационный. От вида вилки зависят амортизационные свойства и качество хода. Вилкой жесткой конструкции сейчас комплектуются только дорожные и детские модели велосипедов, предназначенные для езды по ровной поверхности. Во взрослых же моделях чаще всего встречаются амортизационные вилки, которые в разной степени сглаживают неровности дорожного покрытия, позволяют легко преодолевать преграды в виде бордюров, ям и всевозможных кочек.

Вилки амортизационные подразделяются на передние и задние. Передняя вилка осуществляет поворот колеса, производит амортизацию велосипеда. Задняя амортизационная вилка на велосипедах устанавливается редко, в основном только на велосипедах для езды по очень сложным дорожным покрытиям, или самых дешевых велосипедах класса “Ашанбайк”.

«Жесткие» вилки

Не смотря на простоту задумки данного агрегата, в «жесткой» вилке есть свои плюсы, например:

  • Её вес обычно меньше, чем вес амортизационной. На замене вилки с амортизационной на «жёсткую», можно выиграть в весе от 1 до 1,5 кг.
  • Лучше разгон, особенно когда разгоняешься, вставая из седла. Те, кто пробовал так кататься, знают, о чём речь.
  • Если катаешься зимой, можно не волноваться по поводу работоспособности «жёсткой» вилки.
  • Жёсткие вилки стоят мизерные суммы и могут быть установлены на любой байк быстро и легко.
  • Отсутствие движущихся деталей даёт максимальную надёжность при высокой нагрузке на трассе или треке.

Если сравнивать амортизационные вилки с «жесткими», то первые обладают большим весом. Это способствует потери скорости, при раскачивании амортизационной вилки часть усилия уходит на амортизацию. Однако прогресс не стоит на месте, и вилки становятся все более и более лёгкими. На них давно появились настройки, позволяющие отрегулировать жёсткость (амортизацию) или просто заблокировать ход.

Вилки с амортизатором или «мягкие вилки»

Амортизатором может являться пружина, масло, или воздух. Так же эти три составляющие (от двух до трёх) могут сочетаться в одной вилке. Это довольно сильно влияет на качество работы вилки и её стоимость. Амортизационная вилка прежде всего снижает ударно–вибрационную нагрузку на переднюю часть велосипеда: на рулевую колонку, раму, руль. А так же на ваши руки. Помимо всего, она снижает «тормозящий эффект» дорожных неровностей, мягко подстраиваясь под них. При этом сохраняется уверенная управляемость велосипедом. Хорошая амортизационная вилка экономит ваши силы и деньги ещё и за счёт того, что увеличивает срок службы ряда узлов благодаря компенсации ударов.

Вилка снятая с велосипеда

Наибольшее внимание в вилках уделяют амортизаторам, а точнее, их типам. Собственно, от типа амортизационного механизма и зависит, как будет вести себя велосипед, какой вес ему доступен, какие будут настройки, и сколько модель сможет прослужить. Перейдём к типам.

Большинство типов двусоставные, потому что внутри вело вилки образуется амортизационный блок (например, пружина), который отвечает за «длинный» ход самой вилки, и демпфер – блок компенсации мелких ударов и вибрации.

В зависимости от типа амортизатора велосипедные вилки подразделяются на следующие виды:

  • Пружинные – самые дешевые и недолговечные вилки со стальной пружиной и недостаточно мягкой амортизацией. Такие вилки можно использовать только для катания по ровным дорогам города.
  • Пружинно-эластомерные – более дорогие, но недостаточно прочные вилки с эластомерами.
  • Пружинно-масляные вилки – достаточно дорогие вилки c масляным картриджем. Отличаются отличным качеством и длительным сроком службы.
  • Масляно-воздушные(часто называются просто воздушные) – дорогие и легкие вилки отличного качества. В качестве пружины используется воздух, в качестве демпфера – масло.

Существует множество технологичных разновидностей:

  • различные покрытия ног вилки(это позволяет снизить трение и улучшить чувствительность вилки);
  • различные картриджи компрессии (компрессия помогает точнее настроить работу вилки – чувствительность к раскачке от педалирования или от проседания в повороте);
  • различные стандарты крепления колеса.

Самый распространенный тип вилок

По размеру хода амортизатора вили выделяют конструкции:

  • Короткоходные (до 40 мм);
  • Средние (до 100 мм);
  • Длинноходные (до 300 мм).

Также все вилки различаются по размеру колеса, как вы, наверное, уже поняли. Соответственно, бывают вилки для детских велосипедов под колеса 10″, 12″, 16″, 18″, 20″, подростковые или экстремальные 24″ и взрослые 26″, 27,5″, 28″ и 29″

Как выбрать вилку для горного велосипеда

Катаясь на горном байке, к выбору велосипедной системы стоит подходить с особой ответственностью, так как от ее характеристик и параметров зависит безопасность и комфорт велосипедиста. Она делает поездку более плавной, обеспечивает легкое управление.

В рейтинге лучших вилок для горных велосипедов первое место занимает масляно-пружиная система. Она универсальна и подойдет под любой байк. Наилучшие амортизационные свойства позволяют ей эксплуатироваться в транспорте премиум класса. Пружина из стали, масляный демпфер гарантируют плавный ход велосипеда.

Второе место занимает масляно-воздушная система. Она обладает более широким диапазоном регулировок и высокой грузоподъемностью. С большим давлением увеличивается динамика и снижается чувствительность к температурным изменениям. Чем меньше давление, тем больше запас прочности и ресурс. Но последний вариант требует повторной настройки при перепадах температуры.

Какая велосипедная вилка лучше, можно определиться только протестировав в действии и тот, и другой механизм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: