Способы крепления ротора дискового тормоза к втулке колеса на велосипеде

В этой статье поговорим об одном важном нюансе дисковых тормозов – о совместимости в вопросе крепления ротора к втулке.

Дело в том, что есть два варианта крепления ротора: на болтах и CenterLock (CL).  При покупке или замене ротора нужно учитывать какая установлена втулка и наоборот, если хотите заменить втулку, оставляя тот же дисковый тормоз, посмотрите на ротор.

Типы крепления ротора дискового тормоза к втулке

Крепление ротора к втулке на болтах

Простой и понятный способ – ротор крепится на нескольких болтах к втулке.

Существует крепления для роторов на:

  • Трех;
  • Четырех;
  • Пяти и
  • Шести болтах

И все они не совместимы друг с другом.

Варианты креплений ротора

Самый распространенный на сегодняшний день – вариант шести болтового крепления. Все остальные модели устарели, и в практической жизни используются очень редко. Если только это не какие-то специализированные или очень старые втулки и дисковые тормоза.

Для крепления ротора к втулке чаще всего используются Torx болты – со шлицами типа «звездочка». Хотя, в принципе, никто не мешает вкрутить туда и обычные, но совместимые болты под крестовую или плоскую отвертку.

При закручивании болтов сначала нужно их наживить, а уже окончательно затягивать не просто по кругу, а по следующей схеме:

Как закручивать болты на роторе дискового тормоза

Причем, обтяжку болтов лучше всего сделать не за один обход, а за несколько, постепенно усиливая силу натяжения. Делается это для того, чтобы не перекосить ротор при установке.

Производители рекомендуют затягивать болты с силой 4-6 Nm, иногда 8 Nm.

Если используется специальная отвертка с возможностью установить силу затяжки, то тут всё просто – установили нужное усилие и закручиваете.

Если такой отвертки нет, то для понимания, что значит 4-6 Nm: это усилие можно получить, если давить на ручку воротка длинной 10 см с силой 5 кг.

Крепление CenterLock (CL) ротора дискового тормоза к втулке

Впервые этот тип крепления предложила японская компания Shimano.

На сегодняшний день такое крепление можно встретить на втулках Shimano и тех производителей, которые приобрели у Shinamo лицензию.

Нюанс здесь в том, что существуют два диаметра CenterLock: 35 мм и 47 мм Oversize.

Крепление CenteLock (CL) ротора дискового тормоза к втулке

Само соединение шлицевого типа, которое фиксируется на втулке стопорным (прижимным) кольцом под специальный съемник.

Стопорные кольца бывают с внутренними шлицами, и для работы с ними подходит тот же съемник, что и для кассет (инструменты семейства FR-5)

Стопорные кольца CenterLock с внутренними шлицами

и внешними вырезами – для работы с ними нужны специальные ключи или насадки на воротки (инструменты типа BBT-9, BBT-69.2 или Hollowtech II).

Стопорные кольца CenterLock с внешними вырезами

В качестве минусов CenterLock приводят то, что:

  • Ротор на CenterLock креплении может начать люфтить «вперед-назад».
  • Снимать и ставить ротор можно только с помощью специальных съемников.

Насчет люфта на самом деле мнения велосипедистов делятся: одни говорят, что люфт есть, другие утверждают, что «не встречали». Думаю, что в реальности это зависит от качества изготовления ротора и втулки и правильности затяжки прижимным кольцом.

А вот насчет специального ключа для установки – его действительно, нужно иметь, но если у вас установлена кассета, то это может быть один и тот же ключ.

Затягивать прижимное кольцо нужно с силой 40 Hm. Если у Вас есть динамометрические инструменты, на которых можно выставить силу затягивания – это очень удобно, в противном случае, можно считать, что затягивать нужно очень сильно. Давить нужно с силой 20 кг на ручку длиной 20 см.

Что значит сила 40 Nm

Переходники с CenterLock на 6 болтов

Оба варианта крепления CenterLock и 6 болтов не совместимы друг с другом. Но существуют переходники с втулки с креплением CenterLock на роторы с креплением 6 болтов. Обратных переходников с 6 болтов на CenterLock не бывает.

Существует несколько основных конструкций таких адаптеров:

  • В одних моделях ставят кольцо, в которое вкручиваются болты, удерживающие ротор. Переходник с втулки CenterLock на 6 болтовый ротор с болтами
  • В других на крепление CenterLock устанавливают переходник со штырями, на которые «садится» ротор и прижимается специальным стопорным кольцом. Переходник с втулки CenterLock на 6 болтовый ротор креплением на штырях
  • В третьем варианте на крепление CenterLock устанавливают переходник с пазами. Сверху кладут ротор и прижимают его кольцом со штырями, и все это фиксируется стопорным кольцом. Переходник с втулки CenterLock на 6 болтовый ротор с кольцом со штырями

При покупке обязательно обратите внимание на то, каким инструментом будет закручиваться стопорное кольцо на адаптере.

И еще один нюанс: при установке ротора внимательно посмотрите на стрелку, указывающую направление его вращения. Устанавливать ротор нужно строго по стрелке.

Учет направления вращения ротора дискового тормоза при установке

Дополнительно можно почитать здесь:

  1. Какие дисковые тормоза поставить на велосипед: гидравлические или механические.
  2. Какие тормоза на велосипеде лучше дисковые или ободные.
  3. Особенности прокачки гидравлических тормозов на велосипеде.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.