Инструкция по замене тросика переключателя на велосипеде

Одна из самых частых причин плохой работы велосипедного переключателя – затруднённое скольжение тросика в рубашке. Происходить это может как из-за повреждения тросика или рубашки (часто незаметного снаружи), так и из-за попадания внутрь грязи. Разберём в статье – как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде.

Когда можно обойтись без замены тросика

Беспрепятственное скольжение тросика в рубашке – залог хорошей работы переключателя скоростей. Но со временем в рубашку начинает попадать грязь или сам тросик может по каким-то причинам повредиться. Тогда переключатель скоростей велосипеда начинает работать медленно или неправильно.

Если причина в загрязнении, то проблема решается достаточно просто: нужно переключиться на самую большую звёздочку и после этого сбросить несколько передач не вращая педали – таким образом натяжение тросика ослабнет, после чего можно будет освободить рубашку и очистить её двигая вперёд-назад по тросику. Обычно самый проблемный в этом плане отрезок рубашки – самый нижний (ближний к переключателю).

Замена тросика переключения – полная инструкция

Для удаления грязи и лучшего скольжения можно протереть тросик смазкой, но после этого нужно будет её вытереть. Если этого не сделать, то через какое-то время на смазку начнёт налипать пыль и движение тросика ухудшится.

Если после очистки скольжение всё равно затруднено, то желательно заменить тросик и рубашки.

Краткий порядок действий

Рассмотрим сначала краткий порядок действий по замене:

Снятие

  1. Поставить на заднем переключателе скоростей самую высокую передачу (напротив самой маленькой звезды кассеты).
  2. Ослабить на переключателе болт фиксатора тросика и высвободить его.
  3. Снять с тросика концевик.
  4. Выкрутить на манетке заглушку канала для тросика.
  5. Вытянуть тросик через отверстие в манетке.

Установка

  1. При необходимости заменить рубашки тросика на новые.
  2. Закрутить до упора регулировочный винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе, если он имеется).
  3. Продеть новый тросик через канал манетки и рубашки.
  4. Натянуть тросик и зажать его в фиксаторе переключателя затянув болт.
  5. Уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика.
  6. Настроить переключатель скоростей (отдельная статья).
  7. Обрезать тросик.
  8. Надеть на тросик концевик и обжать его.

Замена тросика – подробная инструкция

Прежде всего, определимся, что нам понадобится:

Замена тросика переключения – полная инструкция

  • Шестигранный ключ на 5 мм (обычно)
  • Отвёртка
  • Плоскогубцы
  • Новый тросик переключателя (отличается от тормозного тросика толщиной и набалдашником, не перепутайте)
  • При замене рубашек – новые рубашки, колпачки (наконечники) на них и резиновые колечки, чтобы трос не царапал раму

В некоторых случаях этот набор может отличаться. Например, тросик может фиксироваться к переключателю с помощью гайки, а не болта, тогда нужен будет не шестигранник, а ключ для этой гайки (либо можно будет откручивать/закручивать её плоскогубцами). Или рубашка может идти одним сплошным куском, тогда резиновые колечки не нужны.

  1. Для начала нам нужно поставить на заднем переключателе последнюю передачу (при замене на переднем переключателе – на первую). Т.е. лапка переключателя должна находиться напротив самой маленькой звезды кассеты. Дело в том, что когда мы будем вынимать тросик из канала внутри манетки, то сделать это можно будет только в одном положении. На одном конце тросика есть набалдашник, а внутри манетки – специальная выемка для него. Но манетка устроена таким образом, что эта выемка располагается напротив монтажного отверстия только когда механизм переключения находится в крайнем положении. Т.е. трос можно заменить только на последней передаче. Чтобы его вытащить, нужно либо включить последнюю передачу заранее, либо если тросик уже отсоединён, просто натянуть его пальцами и прощёлкать триггером манетки до нужного положения (без натяжения тросик застрянет внутри и не даст механизму переключиться).
Замена тросика переключения – полная инструкция

На фото слева – положение, когда выемка для набалдашника тросика и монтажное отверстие совпадают

  1. Ослабляем болт фиксатора на переключателе скоростей и отсоединяем тросик:

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. При помощи плоскогубцев снимаем с тросика концевик:

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. Обычно в манетке имеется специальное технологическое отверстие для замены тросика. Нам нужно выкрутить пластиковую заглушку, которая его закрывает:

Замена тросика переключения – полная инструкция

На более бюджетных манетках, такой заглушки нет и нужно снять верхнюю крышку, открутив держащие её винты

  1. Далее вытягиваем тросик через отверстие в манетке.

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. При плохом состоянии рубашек тросика, желательно заменить их на новые. Как это сделать мы разберём далее.
  1. На манетке (и иногда также на заднем переключателе) имеется специальный винт, который позволяет регулировать натяжение тросика. Он нужен для удобства настройки переключения скоростей велосипеда. Его следует полностью закрутить.

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. После этого вставляем новый тросик через технологическое отверстие манетки, надеваем первый кусок рубашки, резиновые колечки для защиты краски и вставляем рубашку в посадочные места на манетке и раме. Далее нужно вставить оставшиеся куски рубашки и просунуть тросик через них.

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. Затем нужно натянуть тросик рукой и зажать его с помощью фиксатора на переключателе.
  2. И уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика. Если этого не сделать, то через какое-то время после настройки переключателя скоростей велосипеда, рубашка просядет и нужно будет снова регулировать переключение.

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. Настроить переключатель.
  2. Обрезать тросик. Чтобы конец троса получился ровным и не разлохматился, делать это лучше всего хорошими острыми кусачками. Но перекусить тросик можно и обычными плоскогубцами, предварительно плотно обмотав его в месте реза изолентой. Если трос не перекусился после сжатия, то нужно не ослабляя усилие, вращать конец тросика, пока он не сломается.

Замена тросика переключения – полная инструкция

  1. Надеть на тросик концевик и обжать его.

Как самостоятельно укоротить рубашку тросика

Рубашка может продаваться как одним сплошным куском (в магазине отрезают сколько нужно), так и уже нарезанными частями – где-то только по 1 метру, где-то готовыми отрезками по 20, 25, 30 см и т.д., чтобы покупатель сразу мог выбрать подходящие длины.

Рубашка для тросика переключения скоростей выглядит внутри следующим образом:

Замена тросика переключения – полная инструкция

Сложность в том, что обрезается рубашка не совсем ровно. Даже если это сделано специальными кусачками в магазине, обрезанные концы после этого рекомендуется обработать на точиле, сточить заусенцы и выправить смятый внутренний пластиковый канал, но делается это редко. А если и делается, то получается всё равно не идеально. На фото ниже конец рубашки Shimano SIS OT-SP41 обрезанный и обработанный соответствующим образом на производстве.

Замена тросика переключения – полная инструкция

Видно, что после обработки точилом металлическая оплётка сильно нагрелась, из-за чего пластик оплавился и сжался. Снаружи это не имеет большого значения, т.к. сверху будет надет защитный колпачок (наконечник), но во внутреннем канале остались оплавленные частицы пластика, которые не так просто убрать, а канал стал немного короче металлической оплётки.

Если велосипед эксплуатируется в сложных условиях, а рубашка долго не меняется, то в этот зазор начинает попадать грязь и влага, оплётка ржавеет, всё это попадает на тросик и создаёт излишнее трение. Но в целом это всё не так страшно и если убрать заусенцы во внутреннем канале и поставить хорошие герметичные наконечники, то рубашка получится достаточно качественная.

А вот самостоятельно обрезать рубашку может быть проблематично. Давайте для эксперимента попробуем обрезать рубашку подручными средствами – болгаркой, ножовкой по металлу и перекусить плоскогубцами.

Замена тросика переключения – полная инструкция

На первом фото пил болгаркой: оплётка обрезалась хорошо, но пластик сильно оплавился, а наружный слой рубашки лопнул. На втором пил ножовкой: т.к. прутки оплётки очень подвижны, ровно обрезать не получилось. На третьем рубашку перекусили плоскогубцами: всё смялось, жилы оплётки загнулись и результат тоже получился неудовлетворительный.

Но всё же есть способ, как обрезать рубашку троса переключения скоростей в домашних условиях и результат получается более качественный, чем в магазине или даже у Shimano. Для этого понадобится разрезать внешний пластиковый слой по кругу и оголить металлическую оплётку. Прутки оплётки нужно немного надпилить напильником, после чего они легко обламываются и остаётся торчать внутренний пластиковый канал:

Замена тросика переключения – полная инструкция

Если у нас хорошие герметичные наконечники, то можно обрезать канал вровень с металлической оплёткой. Если наконечники не очень качественные, то лучше расширить отверстие в наконечнике, чтобы канал вышел наружу (кроме одного конца рубашки, который примыкает к манетке).

Замена тросика переключения – полная инструкция

Итак, нам остаётся померить необходимую длину отрезков рубашки и попросить чтобы их нарезали в магазине, либо (лучше) нарезать их самостоятельно и надеть наконечники.

Обратите внимание, что тросики и рубашки для переключения передач и тормозные отличаются. Рубашки для переключения тоньше (4 мм, тормозные 5 мм) и соответственно у них разные размеры наконечников. Для компонентов горных велосипедов набалдашник тросика переключения имеет стандартную форму, но у шоссейных велосипедов есть 2 разных стандарта формы набалдашника.

Тросики бывают стальные и нержавеющие, обычные, с полированной поверхностью и даже с тефлоновым покрытием. Но если вы не собираетесь участвовать в гонках, обычный нержавеющий трос – оптимальный вариант.

Если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, то напишите в комментариях.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.