Как устроен циклокроссовый велосипед(особенности байка для циклокросса)

Циклокроссовые велосипеды

Циклокросс – соревновательная дисциплина, на которой участникам предлагают пройти трассу 3.5 км. Временной норматив составляет в среднем 1 час. Спецификой дисциплины является попеременное передвижение на велосипеде и пешком с байком на плече. Ровные участки ЦК-трассы чередуются с грязью, травой, выступающими корнями и другими препятствиями, включая резкие повороты. Циклокроссовый трек имеет форму кольца, то есть велосипедисты финишируют на месте старта.циклокроссовый велосипед

Для проведения этих соревнований используется специальный транспорт – циклокроссовый велосипед. По характеристикам его можно отнести к гибриду, так как он сочетает в себе конструкционные и ходовые показатели от МТБ и шоссейного велосипеда. Однако это не классический гибрид для велотуризма, это отдельный вид велосипедов, который стоит 5 – 10 минут детального рассмотрения.

Сравнение циклокросса с маунтин-байком

На первый взгляд, ЦК-байк – это обычный шоссейник, и что он может взять у «брутального» МТБ? Однако вблизи видны резкие отличия от шоссера, которых мы коснемся чуть позже. Первое, что бросится в глаза при осмотре циклокроссового велосипеда,–это широкие покрышки, имеющие сходство с МТБ-шными.

Отличительные черты велопокрышек на ЦК – широкий профиль и глубокий протекторный рисунок для езды в условиях бездорожья. Стоит отметить, что диаметр колес у циклокроссов составляет 28”, а у классических горных велосипедов – 26 дюймов, поэтому с взаимозаменяемостью покрышек у МТБ и ЦК-велосипедов все довольно сложно.

Шины ЦК-велосипеда

Шины ЦК-велосипеда имеют глубокий протектор

Циклокросс обладает развитой тормозной системой: дисковая гидравлика или диски/кантилевер. Будь то полностью или частично, но роторные тормоза присутствуют на ЦК, в чем он преуспел по сравнению с МТБ.

Педали – еще одно конструкционное сходство циклокросса с горным велосипедом. Почему используют именно эти педали, а не шоссейника или дорожного байка? Все дело в том, что на маунтин-байках специально ставятся педали с дополнительным уплотнением против попадания грязи. Поскольку ЦК частично используется на бездорожье, установка таких педалей вполне оправдана.

Отличия циклокросса от горного велосипеда:

  • более низкий вес: 10 кг против 13 – 14 кг;
  • отсутствие амортизации;
  • скоростные показатели выше.

Поскольку ЦК-байк предназначен для частичного перетаскивания на плече, его рама изготовлена из более легких сплавов. Так, номинальный вес его достигает 10 кг. За счет меньшего веса и большего диаметра колес достигается более высокая динамика – циклокроссовый велосипед на предельных нагрузках может развить скорость на 5 км/час выше, чем МТБ. Амортизация маунтин-байка заметно лучше, однако различие несколько компенсируется диаметром колес, а также высоким профилем покрышек.

Шоссейный велосипед и ЦК – сходства и отличия

Возвращаемся все к тому же внешнему сходству этого велосипеда с шоссейником. Действительно, в этой модели от шоссера взяли предостаточно:

  • общая конструкция рамы;
  • 28-дюймовые колеса;
  • форма руля;
  • жесткая вилка.

Несмотря на некоторые отличия, остов циклокроссового байка соответствует шоссейному. Во всяком случае, сама идея была взята именно с этого класса великов, а не МТБ или гибрида.

MeridaCycloCross

MeridaCycloCross

Колеса 28” во много определяют высокую эффективность разгона, скорость и накат велосипеда. По амортизации колеса на ЦК превосходят те же шоссейные благодаря толстой резине.

Все шоссейные велосипеды оснащаются «баранами» – рулями изогнутой формы. Циклокроссовый велосипед полностью повторил эту характеристику, позволяя велосипедисту при передвижении менять положение рук и снижать нагрузку на них.

Нужна ли амортизация на шоссере? Ответ очевидный. На циклокроссе она также без надобности, что только приближает его к гоночным моделям.

А теперь об отличиях ЦК-байка от шоссейного велосипеда.

Возвращаемся к раме. Поскольку на колеса ставится высокопрофильная резина, это учитывается конструкцией рамы. Отличия заметны на задних перьях – у ЦК-велосипеда они длиннее, чем у шоссейников. Также рама предусматривает установку полноразмерных крыльев на колеса.

Вилка – неотъемлемый атрибут велосипедной рамы, часто ее рассматривают вместе с ней. На ЦК-велосипеде она длиннее, чем на шоссере, что улучшает проходимость: налипшие комья грязи и ветки не забивают пространство вилки; благодаря этому не затрудняется вращение колеса. Наклон рулевой колонки ЦК-велосипедов на 3 градуса меньше, чем на шоссейных – 70 и 73 градуса соответственно.

В трансмиссии у шоссеров и циклокроссеров наблюдаются различия в передаточных отношениях. Гоночный велик, как более скоростной, имеет систему 53 – 39, в то время как ЦК – 46 – 36.

Тормоза: шоссейные велосипеды снабжаются клещами или v-brake. Для циклокроссов используют комбинированную систему «кантилевер – диск», либо только диски. Благодаря использованию дисков эффективность торможения у циклокроссовых великов будет несколько выше. В качестве ободной составляющей лучше использовать кантилевер вместо клеща, т.к. меньше вероятность загрязнения тормоза. Впрочем, от слабых ободных тормозов постепенно отказываются в пользу дисковой системы на обоих колесах.

Герметичность втулок на ЦК выше, что обеспечивает повышенную защиту от попадания грязи и пыли внутрь механизма. За исключением этого (и типа покрышек) колеса больше ничем не отличаются от шоссейных.

И заключительное отличие – вес. Несмотря на ряд дополнительных «опций» — дисковые тормоза, крылья – cyclocross немного легче шоссейника. А достигается это за счет использования суперлегких сплавов в изготовлении рамы.

Какими характерными чертами обладает циклокросс

Помимо гибридной универсальности, есть у этого велосипеда и еще несколько специфических черт:

  • посадка;
  • точная управляемость на низкой скорости;
  • верхняя прокладка трансмиссионных и тормозных тросов;
  • дополнительные тормозные рычаги.

Во время движения на циклокроссовом байке велосипедист имеет угол наклона корпуса не в 90 градусов, как на шоссейном, а немного меньше. Значительную роль в этом играют геометрия рамы и форма руля.

По сравнению с гоночным велосипедом ЦК называют «низкоскоростным». В плане управления на таких скоростях (а на корнях и грязи ее не разовьешь) этот велосипед полностью соответствует своему прозвищу. Маневренность на сложных участках позволяет легко проходить препятствия и быстрее прийти к финишу на соревнованиях по циклокроссу.

Тросики проложены по раме таким образом, чтобы они не мешали велосипедисту при перетаскивании велосипеда на плече. Кроме того, меньше вероятность переместить их в неправильное положение и сбить переключатель или тормозное усилие.

Наличием дополнительных тормозных ручек могут похвастаться некоторые модели ЦК. Аксессуар очень удобен в условиях переменной трассы, а также при смене положения рук на руле.

Преимущества и недостатки

Одним из главных достоинств этого велосипеда является низкий вес – его можно с легкостью перетаскивать через непроходимые участки. В динамическом плане на средних грунтовках он сравним с МТБ. Также циклокросс хорошо рассекает грязь и песок на скорости, на ура проходит через препятствия на низких скоростях.

cyclocross

По удобству переноски cyclocross не имеет равных

По характеристикам ЦК напоминает гибрид, но с более выраженной склонностью к «спокойствию»: ему неподвластны дороги с большими неровностями и камнями, у него не слишком высокая динамика на шоссе, склонность к заносам на высоких скоростях. Это основные недостатки циклокроссовых моделей.

Где хорошо катать циклокроссовые велосипеды:

  • спортивные соревнования;
  • движение по неровным шоссе;
  • езда по грунтовкам с небольшой грязью и песком;
  • проселочные дороги и тропинки в перелесках.

Неважные отзывы циклокросс получит, если будет использоваться на городских улицах, больших шоссейных перегонах и дорогах типа «стиральная доска». В первых двух случаях выигрывает гоночный байк, в последнем – полноценный МТБ.

ЦК-байк – универсальное решение для тренировок на преодоление сложных трасс, катаний по асфальту и грунтовым тропинкам. При этом стоит помнить, что данный велосипед не предназначен в полной мере для длительного туризма, как гибрид. Разумное чередование дорог с учетом преимуществ и недостатков перед МТБ и шоссейными велосипедами продлит срок службы циклокросса на много сезонов вперед, а также позволит получить массу удовольствий от поездок.

ЦИКЛОКРОСС: ЧТО ЭТО ЗА ДИСЦИПЛИНА И КАК В НЕЁ ВОРВАТЬСЯ

Циклокросс – уникальная дисциплина велоспорта, которую можно описать как нечто среднее между шоссейными заездами, MTB и бегом с препятствиями. Соревнования обычно проходят на кольцевой трассе с барьерами, сыпухой, лестницами, лужами грязи и другими импровизированными преградами.

В центральной Европе, где дисциплина особенно популярна, сезон циклокросса проходит с сентября по февраль, – гонщики ждут идеальных погодных условий со снегом, дождём, ветром и вязкой глиной под колёсами. В России спорт пока не слишком распространён: из-за жаркого лета и морозной зимы с минусовыми температурами гоняться по грязевым ваннам получается всего несколько недель в году.

КАК И КОГДА ПОЯВИЛСЯ ЦИКЛОКРОСС?

Большинство историков велоспорта сходятся в том, что дисциплина зародилась в начале XX века. По одной из версий, что-то похожее на современный циклокросс впервые придумал рядовой французской армии Даниэль Гуссо. Он доставлял сообщения между генералами и рассекал по пересечённой местности на велике, а потом придумал формат гонки по бездорожью с преградами в виде заборов и других препятствий. В 1902 году Гуссо организовал первый французский чемпионат по циклокроссу.

Популярность спорта по всей Европе подскочила в 1910 году. Тогда веломногодневку «Тур де Франс» выиграл француз Октав Лапиз – в его подготовку входили интенсивные зимние тренировки по циклокроссу. В последующие 20 лет соревнования в дисциплине собирали огромные толпы зрителей, но UCI (Международный союз велосипедистов) признал вид спорта только в конце 1940-х годов. Первый чемпионат мира состоялся в 1950-м.

ФОРМАТ ГОНОК

Циклокроссовые заезды – короткие и интенсивные. Мужские гонки обычно длятся чуть больше часа, женские – 50 минут. Детские старты длятся немного меньше. В отличие от шахматных хитростей шоссейных велогонок, в циклокроссе тактики почти никакой – важнее всего выдать мощный спринт на старте и вкалывать на дистанции. Побеждает тот, кто проедет больше всех кругов за отведённое время.

На профессиональных соревнованиях гонщики могут менять велосипед до двух раз за круг. В особенно грязные дни райдер серьёзно замедляется из-за грязи, налипающей на колёса и трансмиссию. У элитных спортсменов есть полноценный пит-стоп, как в Формуле-1: гонщик спрыгивает с велика и едет дальше на новом, пока члены его команды приводят в порядок первый байк.

КАК ВЫГЛЯДИТ ТИПИЧНАЯ ТРАССА ДЛЯ ЦИКЛОКРОССА

Гонки проходят на треке длиной от 2,5 км до 3,5 км со смешанным покрытием: трава, грязь, песок, гравий, асфальт. По правилам, трасса должна быть на 90% пригодной для езды, но этот критерий редко соблюдается. Циклокроссовые треки – с небольшим набором высоты, узкие и извилистые. Главная фишка – препятствия, которые заставляют гонщиков меняться местами с велосипедом.

Состояние трассы в конкретный день во многом зависит от погодных условий. После сильных дождей на многих участках появляется глубокая грязь, в сильный холод трек подмерзает и начинает напоминать каток. В таких условиях решающими становятся скилл точного управления велосипедом и понимание того, когда нужно приложить максимальное усилие. Многое зависит от выбора оптимальной траектории движения.

КАКОЙ НУЖЕН ВЕЛИК

Циклокроссовый байк произошёл от шоссейного, но велосипед эволюционировал в соответствии с требованиями дисциплины. Самое очевидное отличие – покрышки. В условиях грязевой ванны важно грамотно подобрать протектор: как бы мощно ты не давил на педали, без сцепления с поверхностью ничего не выйдет.

Шины немного приспускают – так увеличивается площадь контакта колеса с трассой. У циклокроссовых великов большие зазоры между колёсами, рамой и вилкой, чтобы набивающаяся грязь меньше мешала райдеру. Обязательно нужны низкие передачи – только так можно справиться с крутыми подъёмами и вязкой жижей.

Если хотите испытать себя в циклокроссе, попробуйте одолжить или купить подержанный велосипед, предназначенный конкретно для этой дисциплины. Можно гоняться на стареньком MTB или модном гревеле, но это будет не совсем то.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Поищите локальные циклокроссовые комьюнити – в России их мало, но они есть. Как и в любом велосипедном сообществе, вас радостно примут и расскажут, где и когда можно изваляться в грязи. Если предпочитаете гонять в одиночестве, поищите подходящую трассу, дождитесь правильной погоды и нарезайте круги. Главное – быть морально готовым к тому, что предстоит серьёзно запачкаться вместе с велосипедом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.