Гоночный велосипед (шоссейный): профессиональные байки для гонок

Гоночный велосипед (шоссейный): профессиональные байки для гонок

«Шоссеры» предназначены для катания на высоких скоростях по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым покрытием, а также для участия в соревнованиях (велогонки, веломарафоны) различных уровней. Такие «железные кони», как правило, превосходят всех своих «собратьев» в плане скоростных характеристик, а вдобавок к этому оптимально подходят для каждодневной эксплуатации, поскольку позволяют наиболее полно развивать все группы мышц.

Шоссейные модели отличаются от других видов велосипедов по целому ряду параметров:

  • Руль – он обладает особой формой под названием «бараньи рога». Такая конструкция позволяет велосипедисту периодически менять хват, что особенно важно при продолжительных поездках. Кроме того, подобное строение руля способствует улучшению аэродинамики, благодаря чему байк демонстрирует низкое сопротивление воздуху даже в условиях сильного встречного ветра.
  • Рама – типа «ригид»: без амортизационных подвесок (так как они отличаются значительным весом, а также понижают (раскачиванием) эффективность при энергичном педалировании).
    Как правило, рамы для шоссейных велосипедов изготавливаются из легких и прочных материалов (за исключением наиболее простеньких «двухколесников»):

    • сталь – встречается только в любительском и туристическом направлениях;
    • алюминиевый сплав – применяется на моделях начального уровня;
    • карбон (углеродное волокно) – полагается профессиональным «спортивным болидам;
    • титан – используется на самых дорогих и «продвинутых» байках.

    Существует нескольких видов шоссейных велосипедов – они могут быть ориентированы как на простых велосипедистов, так и на спортсменов-профессионалов (причем выступающих в разных дисциплинах велоспорта):

    Начальный уровень

    Это «шоссеры», адресованные райдерам-любителям и предназначенные как для скоростных велопрогулок (в том числе и на большие расстояния), так и для физкультурно-оздоровительного катания.

    Вообще, в целом шоссейные велосипеды редко оснащаются комплектующими низкого качества, отчего приобрести «полный шлак» в данном случае практически невозможно.

    Как правило, байки этого класса обладают рамой, выполненной из стали или алюминия и обеспечивающей более удобное положение при езде, и достаточно приличным обвесом.

    Зачастую шоссейные велосипеды начального уровня комплектуются простыми прямыми рулями (как у MTB-велосипедов), однако добрая доля моделей все-таки имеет «бараньи рога».

    Профессиональный уровень

    Серьёзные шоссейные байки, которые ориентированы, в первую очередь, на профессиональных спортсменов и людей, серьезно увлекающихся велоспортом. Такие «двухколесники» подойдут как для интенсивных тренировок, так и для участия в спортивных соревнованиях различного класса. Они подразделяются на несколько видов, отличаясь друг от друга некоторыми техническими моментами и велодисциплиной:

    • «Универсальные» – традиционные шоссеры, предназначенные для гонок на расстояния 50-250 км по асфальтированным дорогам с извилистыми участками, подъемами и спусками (зачастую состязания и вовсе – проводятся в горах). Велосипеды данного сегмента обычно обладают легкой и прочной рамой, выполненной из тонких труб, короткой колесной базой для улучшения маневренности и более быстрого прохождения поворотов, а также комфортной, но достаточно агрессивной и низкой посадкой в седле.
    • Велокроссовые – шоссейные велосипеды с повышенной проходимостью, сконструированные, в первую очередь, для участия в соревнованиях по велокроссу (это – одна из самых сложных с технической точки зрения и «тихоходных» дисциплин велоспорта, подразумевающая прохождение кольцевого маршрута по открытой и лесной местности с различными препятствиями).
      Подобные «двухколесники» визуально напоминают «универсальные» модели, но отличаются от них измененной геометрией рамы с ровной верхней трубой и утолщенными покрышками с более «цепким» рисунком протектора.
    • Триатлононовые – узкоспециализированные шоссейники, предназначенные для индивидуальных гонок с раздельным стартом, спринтерских дисциплин и триатлона с запрещенным драфтингом (ездой за другим спортсменом). Такие велосипеды не подходят для групповых гонок из-за плохой маневренности, поскольку все в их конструкции подчинено наилучшей аэродинамике – они «щеголяют» особой рамой, создающей минимальное аэродинамическое сопротивление, плоским рулем с лежаком, позволяющим гонщику принимать практические лежачее положение, и колесами с высоким профилем ободов.
    • Трековые – это шоссейные байки, созданные для скоростного катания по овальному кругу (название этого олимпийского вида спорта – велотрек), которые также востребованы и в качестве городского транспорта (из-за простой конструкции).
      К особенностям таких велосипедов относятся: короткая колесная база (что в свою очередь сказывается на жесткости рамы); высокий кареточный узел; посадка с низким рулем; фиксированная передача.
      Вопреки распространенному мнению, у них все-таки имеются тормоза, но процесс торможения осуществляется не руками, а посредством замедления вращения педалей.

    Выбор «шоссера»

    Выбрать шоссейный велосипед несколько сложнее, чем, например, горный, отчего первым делом следует не только определиться со стилем и преобладающей местностью катания, но желательно и посоветоваться со знающими людьми, поскольку такие «двухколесники» могут отличаться друг от друга брендом-производителем, дизайном, применяемыми материалами и дополнительными опциями (к тому же, именно в данном классе байков наблюдается большая разбежка цен).

    На итоговую стоимость шоссера влияют, в первую очередь, два фактора – материал рамы и уровень установленного оборудования.

    Для скоростных велопрогулок по городским улицам и шоссе лучшим образом подойдут алюминиевые рамы (при приемлемом ценнике они обладают небольшим весом и высокой прочностью), в то время как для комфортных и длительных заездов, а также профессиональных соревнований более оптимальным приобретением являются карбоновые остовы.

    По такому же критерию можно действовать при выборе обвеса: «для себя» – начальный или средний уровень; спортсменам-любителям – любительский высококачественный; профессионалам – гоночный.

    уровень SRAM Shimano
    начальный Sora
    средний Rival, Apex Tiagra, 105
    спортивный Force Ultegra
    профессиональный Red Dura Ace

    Стандартный размер колес для шоссейных байков – 28 дюймов, или 700C. Однако на подростковых моделях в качестве исключения изредка встречаются колеса величиной 26 дюймов (или 650C).
    Как правило, на велосипедах данного класса используются покрышки с шириной профиля от 18 до 25 мм, но у любительских вариантов она может доходить до 28 мм.

    Вообще, при выборе шоссера внимание, в первую очередь, уделяется росту «наездника», так как именно по этому параметру и подбирается размер рамы. Показатель, по которому определяется, соответствует ли велосипед росту человека называется ростовкой – только правильное соотношение позволит добиться максимального комфорта для велосипедиста, исключив при этом быструю усталость различных мышц и даже травмы.

    Ростовку шоссейного байка можно подобрать благодаря специальной таблице, в которой рост человека (в см) соотносится с длиной подседельной трубы велосипеда (в см или дюймах).

    Рост (см) размер рамы
    см дюймы
    155~162 47~51 19~20
    163~170 52~54 21
    171~178 55~57 22
    179~186 58~59 23
    187~194 60~61 24
    195~203 62~63 25
    204-… 64~… 25~…

    Стоит отметить, что указанные значения подходят для большинства покупателей, однако людям с нестандартной комплекцией рекомендуется «примерять» велосипед (хотя делать это стоит всем, дабы «железный конь» оказался максимально удобным в эксплуатации):

    1. Поставить байк в прямое положение, при этом крепко его придерживая.
    2. Встать строго над верхней трубой рамы так, чтобы она находилась между ног, после чего замерить расстояние от паха до рамы: оптимальным значением является 10 см, минимальным – 6 см (ладонь в вертикальной позиции должна проходить в данный промежуток).
      Если между рамой и пахом остается расстояние, превышающее названные цифры, то следует «примерить» велосипед побольше (ну или наоборот).
    3. При посадке на «двухколесник» проекция втулки переднего колеса должна находиться примерно посередине корпуса или немного дальше, в противном случае возможны два варианты: либо седло имеет неправильную регулировку, либо выбранная модель не подходит по росту.
    4. На правильность посадки влияет и высота седла – оно должно настраиваться в таком диапазоне, чтобы велосипедист мог дотянуться почти прямой ногой до педалей, установленных в нижнюю позицию. Именно в таком случае обеспечивается оптимальное положение корпуса, которое для шоссейных байков практически достигает 90 градусов.
    5. Ширина руля должна приблизительно соответствовать ширине плеч райдера, а руки должны свободно лежать на руле и дотягиваться до крайних точек рогов. Если пальцами сложно достать до манеток или тормозных ручек, то следует присмотреть байк более компактных размеров.

    шоссейные велосипеды

    Рейтинг «лучших»

    (в своём сегменте)

    Условно шоссейные велосипеды можно разделить на три большие группы, первая из которых – продукция для начинающих велосипедистов (цена на них, как правило, может доходить до ~70 тысяч рублей), где представлены такие бренды, как:

    • Format – российский велопроизводитель, который занимается производством байков различных классов, в том числе и шоссейных, но исключительно «начального уровня». В гамме данной компании присутствуют как классические, так и циклокроссовые шоссеры: к первым относятся 2221 и 2222, а ко вторым – 2321 и 2322. Но все их объединяют следующие моменты: трижды баттированная рама из алюминиевого сплава, передняя вилка из карбона, интегрированная рулевая колонка да «простенький» обвес.
    • Welt – австрийский велостроитель, в палитре которого имеется несколько шоссейных «двухколесников» различных категорий, ориентированный на начинающих велолюбителей. У всех у них – алюминиевая рама, жесткая вилка из «крылатого металла», полуинтегрированный рулевой узел и трансмиссия с оборудованием Shimano начального уровня.
      Несмотря на скудный модельный ряд, бренд выпускает: классический шоссер (R100), циклокроссовый велосипед (Vigo CycloCross) и фитнес-байк (Vigo).
    • Stark – велопроизводитель из России, предлагающий велосипеды для простых велолюбителей, в том числе и шоссейные. Этот бренд делает лишь несколько моделей шоссеров, среди которых: Terros 700 S/SC и Peloton 700.1C. Все они не рассчитаны на серьезные нагрузки, отчего имеют: алюминиевую раму, жесткую стальную вилку, рулевую колонку полуинтегрированного типа, клещевые ободные тормоза да обвес «начального уровня».

    Вторая группа – шоссейные велосипеды для более «продвинутых» велосипедистов и спортсменов-любителей, стоимость которых стартует с ~70 тысяч рублей:

    • Silverback – немецкая компания, имеющая в своих рядах несколько линеек шоссейных велосипедов «среднего уровня»: Strela и Stride (это – классические модели, предназначенные для езды по дорогам с хорошим покрытием на большие расстояния). Байки данной марки характеризуются наличием рамы из «крылатого металла», карбоновой вилки, полуинтегрированной рулевой, ободных тормозов клещевого типа и навесного оборудования Shimano.
    • Kellys – словацкий велостроитель, производящий две серии шоссеров для спортсменов-любителей, среди которых:
      • ARC – классические модели, предназначенные для «забегов» на значительные дистанции по хорошим дорогам;
      • Soot – циклокроссовые байки, созданные для участия в соревнованиях по велокроссу.

      Третья группа шоссейных велосипедов – для профессиональных спортсменов, которые участвуют в серьезных спортивных состязаниях (в том числе – международных). Стоимость таких байков, как правило, стартует с отметки ~100 тысяч рублей (и может переваливать даже за миллион рублей):

      • Merida – тайваньская компания, которая может похвастать широчайшей палитрой шоссеров, причем как для спортсменов-любителей, так и для профессиональных гонщиков.
        Этот велопроизводитель предлагает несколько серий шоссейных байков:

        • Reacto – классические модели;
        • Reacto Track – трековый «двухколесник»;
        • Silex – так называемые гравийные велосипеды;
        • Cyclo Cross – варианты для циклокроссовых гонок;
        • Warp – байк для триатлона.
        • TCX – велокросс;
        • Trinity – триатлон;
        • Defy – эндуранс;
        • TCR – классические гонки;
        • Propel – спринт.
        • «универсальные» – Agree, Attain и Nuroad;
        • циклокроссовые – Litening и Cross Race;
        • триатлоновые – Aerium.
        • Madone SLR – аэродинамический велосипед для треков или гонок с раздельным стартом;
        • Boone – велокроссовая модель;
        • Speed Concept – «двухколесник» для триатлона.

        Аксессуары

        Покупка шоссейного велосипеда, как правило, сопровождается приобретением специальной экипировки и дополнительных аксессуаров:

        • Шлем – один из важнейших атрибутов, поскольку шоссейные гонки часто сопровождаются столкновениями и падениями. Причем этот элемент обмундирования не просто выполняет «защитную функцию», но и обладает аэродинамической формой и небольшим весом.
        • Перчатки – еще одна из незаменимых вещей, так как заезды на шоссейниках обычно осуществляются на большие дистанции. Перчатки снижают вероятность повреждения рук при падениях, а также оберегают их от натираний и потения.
        • Велоодежда и специальная обувь – часто спортсмены-шоссеры выбирают именно профессиональную одежду и обувь, так как они не сковывают движения и обладают хорошими термоизоляционными и вентиляционными свойствами, что крайне важно при длительном нахождении в седле.

        Гоночные велосипеды

        велогонка

        Чем отличаются гоночные байки от обычных? Профессиональный гоночный велосипед сочетает в себе лучшие черты максимально удобного байка для таких дисциплин, как шоссейные гонки, триатлон, соревнования на треке, а также циклокросс. К ним относятся следующие характеристики: хорошая инертность, низкий вес, аэродинамичность, специфическая посадка спортсмена для достижения наибольшей эффективности педалирования.

        Виды гоночных велосипедов

        Все гоночные байки для дорог не имеют амортизации, ведь она раскачивается при езде и гасит колебания. Также у них узкие и большие колёса размера 700с. Переднее колесо чаще всего спицуют радиально. Этот тип спицовки не используется на заднем колесе, так как оно может не удержать вес спортсмена. Остальные особенности рассмотрим далее.

        Шоссейный

        Такие байки используются для езды по ровным дорогам. В отличие от некоторых видов городских шоссейных велосипедов (фиксов), они имеют свободный ход и мультискоростную трансмиссию.

        Гонки шоссе – это очень динамичный вид спорта. Велосипедисты на шоссейных гоночных байках достигают огромных скоростей. На эти байки никогда не ставят дисковые тормоза. Объясняют это тем, что при падении можно сильно покалечить себя и окружающих тормозным диском.

        Лёгкость – главный атрибут гоночного велосипеда. Именно поэтому лучшие гонщики ездят на высококачественных карбоновых рамах, а также топовом обвесе. Для большей устойчивости и аэродинамичности рама удлинена.

        Руль «баран»

        Руль «баран» позволяет изменять свою посадку прямо во время движения: можно взяться за руль сверху, а после набора скорости схватиться за нижнюю часть руля

        Как же повысить эффективность педалирования велосипедиста? Для этого на шоссейный велосипед устанавливают контактные педали. Они нужны для закрепления ноги на педали, за счёт чего можно не только давить на педаль сверху, но и другой ногой тянуть её снизу. В результате будут работать две ноги одновременно, а не поочерёдно.

        Раньше эту функцию выполняли туклипсы – специальные ремешки, держащие ногу. Они дешевле, чем контакты, но гораздо хуже держат стопу. Из туклипсов также сложнее «выстегнуться» в случае непредвиденной ситуации. Положительная их черта в том, что нет никакой необходимости покупать специальную обувь. Для контактных педалей требуется обувь с шипами крепления.

        Отличную аэродинамику придаёт особая геометрия велосипеда, узкие колёса и руль «баран». Спортсмен вытягивается вдоль длинной рамы и создаёт минимальное сопротивление ветра. Колёса обычно 28-дюймовые трубчатые, очень накатистые. Они не имеют агрессивного протектора, так как предназначены для ровных дорог. На шинах присутствуют только водоотводящие канавки.

        Иногда на шоссейный байк устанавливают диски из углепластика. Так велосипед становится ещё легче, и возникает ещё меньшее сопротивление ветра.

        Частое явление для шоссейных велосипедов – наличие крепления для бутылки (или даже не одной) и насоса, при этом отсутствует возможность поставить багажник. На байке для соревнований на скорость возможность перевозки грузов ни к чему.

        Эти велосипеды узкоспециализированные, ведь на них не проедешься по грунту, не спрыгнешь с бордюра и так далее. Шоссейный велосипед нужен для быстрой езды только по асфальтированным дорогам.

        Циклокроссовый (CX)

        Рама такого байка более прочная, чем шоссейного. Он приспособлен не для асфальта, а для естественных лесных троп. Рама спроектирована несколько отлично от дорожного байка. Во-первых, положение седла не настолько выше руля, как у гоночного велосипеда для шоссе. Посадка совершенно другая, ведь здесь надо уже не просто стремительно нестись вперёд, но и продумывать траекторию движения, чтобы удачно пройти все природные препятствия на пути. Спортивный циклокроссовый байк рассчитан на то, что велосипедисту время от времени придётся нести его на себе: переходить через вязкую грязь, водоём и прочее. Такой велосипед удобно класть на плечо.

        Циклокросс

        Циклокросс можно считать гибридом шоссейного и горного велосипедов

        Для бездорожья также необходимы более цепкие тормоза и резина с шипами. Поэтому на CX байки ставят гидравлические калиперы с тормозными дисками. Покрышки более широкие, чем у шоссейных велосипедов, а также имеют протектор, как у горных байков. Благодаря таким шинам, на циклокроссовом байке можно кататься и зимой.

        На CX велосипед можно установить багажник и крепления для бутылок, поэтому байк можно использовать в качестве туристического.

        Клиренс увеличен, чтобы не задевать кареткой землю, особенно при поворотах.

        Передаточное отношение рассчитано таким образом, чтобы можно было ездить на пониженных передачах. Очевидно, что на бездорожье вы не разгонитесь до такой же скорости, как на шоссе, поэтому передняя звезда у цикрокроссов несколько меньше, чем у шоссеров.

        Тросы и гидролинии расположены над верхней трубой рамы, грязь и влага не забиваются в них, поэтому тормоза и трансмиссия хорошо работают даже в суровых условиях.

        В CX чаще всего используются контактные педали для МТБ (горного велоспорта). Они менее надёжные, но из них легче выстегнуться.

        Вообще, циклокроссовый велосипед прекрасно подходит человеку, который хочет всё и сразу. На нём хорошо ездить и по дорогам, и по грунту, а также отправляться в длительные велопоходы и участвовать в соревнованиях. На нём можно ездить в любое время года.

        Трековый

        Трековый байк не предназначен ни для чего, кроме езды по специальному треку. Втулки велосипеда обладают конструкцией, не допускающей возникновения свободного хода. Крутите педали – велосипед едет, прекращаете крутить – тормозит. Именно поэтому на трековых байках нет тормозов, ведь тормозить можно педалями.

        городской байк с фиксированной передачей

        От трековых велосипедов пошла мода на городские велосипеды с фиксированной передачей

        Колёса облегчают путём установки ободов с высоким профилем или же ставят карбоновые диски. Они очень хороши в помещении, но опасны на улице: диски обладают излишней парусностью, и ветер может снести велосипед вбок. Последствия для спортсмена могут быть фатальными. На закрытом треке диски показывают себя отменно: они не только облегчают велосипед, но и придают байку хорошую аэродинамику.

        Существуют трековые байки для гонок:

        • спринтерских,
        • темповых,
        • лидерских.

        Спринтерские и темповые велосипеды практически не отличаются. Немного различны только длины колёсных баз, посадка и некоторые другие характеристики геометрии рамы.

        Лидерские велосипеды существенно отличаются от других трековых байков. Гонка за лидером – это езда на специальном велосипеде за мотоциклом, увеличивая скорость и тормозя, когда это необходимо. Лидерский байк выглядит довольно странно: вилка загнута назад, а не вперёд, как у всех других велосипедов, а переднее колесо уменьшено.

        в зоне «воздушного мешка»

        Сзади на мотоцикле расположен ограничитель движения, показывающий зону «воздушного мешка», в котором нужно ехать спортсмену-велосипедисту

        Здесь очень важны аэродинамические свойства велосипеда, ведь чуть что-нибудь пойдёт не так, велосипед выйдет из зоны отсутствия встречного ветра, а это может повлиять на исход гонки. Профессиональный байк для гонки за лидером не может использовать в городе или даже в других дисциплинах трекового велоспорта. Этот велосипед настолько узкоспециализированный!

        Велосипеды для Тур де Франс

        Самая популярная шоссейная гонка в мире – Тур де Франс. Она собирает тысячи поклонников со всего мира. Эта гонка впервые провелась в 1903 году и уже больше ста лет тянет к себе спортсменов, желающих поучаствовать в таком масштабном мероприятии.

        Участники соревнований поражают зрителей своими удивительно крутыми байками. Рассмотрим некоторые из них.

        Scott Addict R2 TT: Scott Plasma 3

        Этот велосипед оборудован подседельным штырём, интегрированным в раму, дополнительными лежаками для удобства при долгой езде, а также на нём установлены карбоновые диски.

        Scott Plasma 3

        Крепление для заднего тормоза расположено на нижнем пере. Лучшим решением стала установка наиболее высокотехнологичного оборудования от Shimano, включая трансмиссию, тормоза, обод. Электронная система Shimano Dura-Ace Di2 плавно и чётко переключает передачи.

        Трубчатые шины не менее известного производителя Continental идеально вписались в образ байка.

        Focus Izalco Team Milram

        Этот велосипед не вершина инженерного мастерства, но заслуживает восхищённых взглядов. Он оборудован навеской от Sram, FSA, Lightweight, Continental. Sram Red – это профессиональное качество переключения передач. Карбоновые детали – руль и высокопрофильные обода – делают этот байк ультралёгким.

        Focus Izalco Team Milram

        На нём ездят спортсмены команды Milram.

        Lapierre X-lite FDJ Team

        Масса этой рамы от фирмы Lapierre – всего 850 г. Включая жёсткую карбоновую вилку Easton EC90, инновационную трансмиссию Shimano Dura-Ace Di2, вынос и руль Ritchey и другие компоненты велосипеда, вес байка составляет 6,5 кг.

        Lapierre X-lite FDJ Team

        Look 595 Origin и 595 Ultra

        Look – ведущий производитель шоссейных велосипедов. Трансмиссия 2х11 звёзд Campagnolo Super Record позволяет плавно разгоняться, не травмируя колени. Обода Zipp, переднее колесо заспицовано радиально, что улучшает не только ходовые качества байка, но и внешний вид.

        Look 595

        Белая обмотка шикарно выглядит на руле фирмы Full Speed Ahead. Седло Fi’zi:k создано специально для таких марафонов, как Тур де Франс.

        Pinarello FM1 Montello

        Pinarello – чистый итальянец. Это уникальная рама с уменьшенной колёсной базой, из-за чего подседельная труба немного изогнута. Велосипед оборудован лежаками. Campagnolo Super Record 11 произвёл для этого байка все компоненты трансмиссии и тормозов. Из Easton и Continental собраны колёса.

        Pinarello FM1 Montello

        Профессиональный байк – это всегда специализированный велосипед, который невозможно использовать для других целей и в иных условиях. Если вы не собираетесь упорно заниматься велоспортом, готовиться к соревнованиям, то и дорогущий гоночный байк вам незачем. Лучше купить себе более универсальный байк для города и не слишком экстремальной езды по бездорожью.

        Как новичку выбрать шоссейный велосипед

        Надумали обзавестись шоссейником или обновить имеющийся? А мы тут как тут со статьёй, в которой затронем общие вопросы. Обычно вы слышите их от квалифицированных продавцов, когда приходите в магазин и произносите фразу: «Хочу купить шоссейник».

        Для удобства и структурирования информации, мы разделили материал на 4 блока. А начнём, как и полагается, с выяснения причины.

        Шаг 1. Определиться со стилем катания

        Первый и самый важный вопрос: «Для чего мне шоссейник?» Поделим возможные стили на условные категории, для которых подойдут определённые модели.

        2022-Giant-Contend-AR3.jpg

         

        • Соревнования и тренировки в группах на высоких скоростях.
        • Длительное катание за городом на большие расстояния с высокой средней скоростью;
        • Перемещение по городу до работы и загородная езда по выходным.
        • Длительные поездки за город по некачественному асфальту, редкие выезды на грунт (но тогда можно рассмотреть и гравийники).

        Сколько людей, столько и мнений относительно катания, а в придачу к ним — многообразие дорог в месте проживания владельцев велосипедов. Грубо говоря, катание по серпантину в горах Швейцарии кардинально отличается от загородных поездок по дорогам Австралии.

        Кроме того, добавьте индивидуальные физическую форму и телосложение. Получаем множество факторов, согласно которым предстоит подобрать что-то из ассортимента, представленного производителями. Несмотря на обилие моделей, абсолютно точно то, что подходящих конкретному человеку будет немного.

        «Классические» шоссеры
        Подобные модели можно увидеть на горных этапах Тур де Франс. Они отлично сбалансированы: небольшой вес сочетается с жёсткостью, комфортом (насколько это возможно с учётом всех факторов) и аэродинамическими показателями. Всё для эффективного преодоления различных дорог. Отношение веса к жёсткости сбалансировано, а в ближайшие годы намечается добавление «профилей» для улучшения аэродинамики.

        Группа наиболее распространённая: подходит для всех дистанций. Отличительная особенность — управляемость на спусках и лёгкость подъема в горки. Идеальны как для опытных и атлетичных велосипедистов и любителей, так и вполне могут стать первым велосипедом. Ширина покрышек на них от 25 до 28 мм, а трансмиссия рассчитана на высокие скорости.

        merida-scultura-2022-v-team-e.jpg

        Яркие примеры: Giant TCR, Specialized Tarmac, Trek Emonda, Cannondale SuperSix, Scott Addict RC, Merida Scultura, BMC Teammachine и Canyon Ultimate.

        Аэро шоссейники
        И такие модели подходят опытным и атлетичным велосипедистам. Однако отличаются профилем труб в угоду аэродинамическим показателям и потому вес несколько больше. Управление менее отзывчивое, поскольку рассчитано на скоростную езду. Ехать вверх на аэро моделях сложнее, а при боковом ветре и вовсе стоит избегать катания, поэтому нежелательно использовать их в группах (особенно с высокими профилями колес).

        Идеальный вариант для ровного асфальта. Подойдут мощным ребятам, которые любят расходовать калории и закатить 100+ км за раз. Триатлонисты, которые соревнуются на средних дистанциях, также останутся довольны. Тем не менее, для полноценного триатлона лучше взять «разделочник».

        2022-Trek-Madone-SL-7-eTap.jpg

        В качестве примера отлично подойдут Trek Madone, Giant Propel, Merida Reacto, Scott Foil, Ridley Noah и Cannondale SystemSix. Стоимость, как правило, кусается, поэтому на них катаются люди, которые единовременно готовы выложить круглую сумму.

        Популярность аэро категории упала в связи с приходом технологий по улучшению аэродинамических показателей горных шоссейников — более распространённой категории.

        Эндуранс шоссеры
        Современные дорожные эндурансы, несмотря на позаимствованный спортивный характер гоночных моделей, остались доступными, универсальными и комфортными. Посадка более расслабленная, управление податливое и понятное, а крутить в горки проще из-за усредненного количества зубьев на передней звезде и кассете. Их смело можно назвать народными дорожными велосипедами. При этом, одни могут быть более прогулочными, а другие — ориентированными на гонки. Стоит обратить внимание на эту немаловажную деталь.

        Что касается цен, эндуранс модели можно найти в любой категории, однако производители стремятся внедрить их в более доступную покупателям нишу. Так получилось из-за бума гравийников и падения продаж шоссеров. Поэтому можно также описать этот тип велосипедов как дорожно-гравийный гибрид.

        Популярные примеры таких моделей: Trek Domane, Specialized Roubaix, Cannondale Synapse, Giant Defy (а также Contend) и Focus Paralane, Format 2222 (2021).

        Разделочники для тайм триала и триатлона
        Наиболее аэродинамичная категория, которая появилась в ходе эволюции шоссеров. Отсутствует стандартный руль «баран», а рамы разрабатывают с целью добиться наименьшего сопротивления воздуха. В положениях соревнований UCI существуют стандарты и ограничения, что нехарактерно, например, для триатлона.

        Положение тела в движении практически горизонтальное. Рулём служат «лежаки», на которых располагаются переключатели. Для нижнего хвата устанавливают ручки с тормозами. Кататься в группе с такими модификациями опасно, а на всех соревнованиях запрещён драфтинг — «сидение на колесе». Разделочники подходят для длинных дистанций или максимальной выкладки в тайм триале, со средней скоростью около 50 км/ч.

        Стоимость представителей данной группы в 2022 году начинается от 200 тыс. руб., если речь о всемирно известных производителях. Есть смысл думать о таком «звездолёте» только при достижении потолка возможностей на других шоссерах.

        Асфальт шоссе и олроуды и их отличия и тенденции
        Несмотря на принадлежность большинства шоссейников к четырем перечисленным выше категориям, в индустрии прослеживается тенденция появления пятой. Специалисты судят об этом по увеличенному зазору для покрышек, более широкому диапазону передач и комфортной посадке. Другими словами, все признаки приближения к массовому сегменту.

        Часть брендов доработала гоночные олраундеры по принципам аэро категории, снизив отзывчивость управления и обеспечив владельцу расслабленную посадку. Другие же сместили эндуранс модели к гравийникам.

        Сложно, не правда ли? Но мы тут как тут и готовы кинуть спасательный круг. Определить предназначение велосипеда без исследования бездны цифр можно по показателю смещения переднего колеса. Другое название этой величины — трейл (не путать с дёртовыми или в смысле трасс для катания). Чем меньше это значение, тем отзывчивее колесо на движения рулём. При смещении до 59 мм смело можно говорить о гоночных моделях, а при 60 мм и больше они ведут себя послушнее и плавнее едут.

        2021-trek-emonda-sl-6-pro-2.jpg

        Второй способ — узнать рекомендованный зазор между резиной и ногами вилки или перьями рамы. Для гоночных версий рекомендуют устанавливать покрышки 25−28 мм шириной, для олроудов и эндурных — 30−32 мм. Кроме того, наличие креплений под крылья явно укажет на неспортивное предназначение. Таких излишков на соревнованиях себе может позволить примерно никто.

        И третья особенность, по которой будущий владелец отличит гоночные велосипеды по звёздам спереди. Для первых характерны с 52 или 53 зубьями. Вторые оборудуют двузвёздочными системами, 48/32 или 50/34.

        Ниже мы ещё уделим внимание дополнительным показателям «рич» и «стек».

        Шаг 2. Определиться с бюджетом

        От действий на этом этапе зависит принятие решения. Возможность или желание потратить побольше денег может диктовать индустрия, но стоит помнить про закон убывающей доходности. Исходя из него, существует предел, после которого траты излишни. Так что в погоне за наиболее лёгким, аэродинамичным, износостойким и удобным велосипедом следует учесть некоторые нюансы.

        Рассуждения ниже необходимы лишь для формирования общих представлений, поскольку каждый из подпунктов — отдельная тема для большой статьи.

        Материал рамы
        Бюджетные шоссейники собирают на алюминиевой или стальной раме. Более дорогие, скорее всего, будут из карбона или титана. Но будьте готовы к большому разбросу цен.
        Маркетинг — маркетингом, но помните, что качественно обработанный алюминий по ощущениям приятнее дешёвого или даже карбона средней ценовой категории. Ещё один вариант: купить версию на подходящей вам раме, независимо от навески. А детали уже докупать самостоятельно.

        2022-Trek-Madone.jpg

        Тип тормозов
        Вопрос, который будоражит современную велоиндустрию. В связи с переходом крупных брендов на дисковые тормоза, ободные нынче считают устаревшими. Тем не менее, с ободными вес меньше, а ценник на них ниже.

        Но со стороны дисковых преимущество в дополнительном контроле в сырую погоду и возможность установки более широких покрышек. Уж не говоря о стремительном сужении рынка к подобному единственному варианту.

        Важность подбора колёс
        Следующее, на что будем смотреть — ширина ободьев, на которых собраны колёса. Согласно трендам 21-го года, минимальная составляет 19 мм. Также важны точное натяжение спиц и качественные втулки (DT Swiss или Shimano).

        Дополнительный фактор — вес. Вилсеты свыше 1600 гр. считают тяжёлыми, а свыше 2000 гр (если речь не о профильных колёсах) устанавливают, как правило, на велосипеды начального уровня.

        2022-merida-scultura-v-team-e-road-bike-wheels.jpg

        Высота профиля ободьев выходит на сцену на больших дистанциях с небольшими перепадами высот и отсутствием или практическим отсутствием бокового ветра. Высота обода до 38 мм считается небольшой. Однако 50 и более мм на скорости более 35 км/ч экономят заветные ватты. С учётом последних тенденций, такая математика применима ко всем моделям. Общая масса отходит на второй план, поскольку из-за аэродинамики вы экономите энергию.

        Материал колёс
        Ситуация аналогична рамам: дешёвый карбон хуже дорогого алюминия и может быть опасен.

        Если же рассматривать качественные компоненты, то углеволокно «едет» лучше, гасит вибрации и экономит вес. Но для ободных тормозов придётся обзавестись специальными колодками.

        Тип переключения и уровень компонентов
        Грубо говоря, чем больше денег вы готовы отдать, тем больше получите передач и тем плавнее они будут переключаться. Но помните об условной точке соотношения цены и качества, после которой дополнительные вложения объективно излишни.

        На большинстве велосипедов установлено оборудование Shimano, а в дорогом сегменте появляются конкуренты в виде SRAM и Campagnolo. Начиная с уровня Ultegra и выше, владелец получает варианты выбора между обычным и электронным переключением. Если вас пугает обилие линеек японского производителя, наша статья об иерархии компонентов ответит на вопросы.

        Напоминаем, при наличии средств, настоятельно советуем смотреть в сторону более качественных рамы и колёс, поскольку трансмиссию вы сможете заменить позже.

        2022-Shimano-Dura-Ace-Di2-feature.jpg

        Выбор дилера
        Интернет, к счастью, достиг такого уровня, когда можно сделать заказ, не выходя за порог. Однако с покупкой велосипеда такой вариант подойдёт лишь опытным спортсменам, которые точно знают, что им нужно.

        Мы же рекомендуем обратиться в веломагазин с квалифицированным персоналом, который подскажет и расскажет об особенностях приглянувшихся вариантов. Небольшой тест-драйв — идеальный вариант, чтобы понять, подходит выбранное или нет.

        Новый или бу
        Учитывая все предыдущие пункты, с рук имеет смысл покупать только в случае, когда владелец точно знает параметры, согласно индивидуальной анатомии, а вариант для покупки исправен с точки зрения технического состояния. Если хотя бы один из пунктов вызывает опасения, надёжнее обратиться в магазин.

        Дополнительные траты
        Неизбежный пункт при покупке обсуждаемого нами в данной статье. Придётся выложить круглую сумму за педали, поскольку шоссейники продают без них, а также докупить ботинки. И помните о безопасности, комфорте и технических моментах: пригодятся шлем, одежда для катания, флягодержатели, ремкомплект для резины, насос, вероятно, фары для езды в тёмное время суток.

        Шаг 3. Подобрать наиболее подходящую модель

        Шоссейники предполагают езду в одном положении в течение длительного времени. Времена, когда при одной мысли о катании на них, боль пронизывала всё тело — прошли. Именно поэтому подходящий идеально или почти идеально вариант важен, поскольку, помимо дискомфорта, можно ещё и получить травму.

        Но как убедиться, в правильности выбора? Во-первых, объективно оценить уровень физподготовки и еженедельные нагрузки. Если после 10 тысяч шагов у вас нет сил даже на приготовление еды, а достать до пола сложно даже пальцами, гоночные варианты явно отпадают. В таком случае актуальны эндурансы: посадка на них более расслабленная, да и разрабатывают их специально для большинства.

        2022-Trek-Domane-SLR.jpg

        Определив, чего ожидать от велосипеда, отправляйтесь в местный веломагазин или дозвонитесь в интернет-магазин. Так или иначе, вам нужны квалифицированные специалисты и будет отлично, если они сами катаются.

        Небольшая памятка: ростовки различных брендов отличаются, несмотря на одинаковые цифры. Например, модель ростовки 54 одного бренда может быть сопоставимой с 56 другого. То же самое справедливо для маркировок S, M, L и т.д. Но как же быть?

        Смотреть в таблицах геометрии на строчки «reach» и «stack». Именно по ним определяют совместимость будущего владельца и выбранной версии.

        Если вы дочитали до этого пункта, напоминаем, что в нашем магазине работают консультанты, проходившие обучение основам «Bike Fit» — системы подбора велосипеда, исходя из антропометрических особенностей. Именно поэтому мы подбираем правильную ростовку с нужным диапазоном настроек.

        Шаг 4. Протестировать перед покупкой

        К сожалению, с приходом пандемии в начале 2020 года, массовые тесты остались в мечтах. Поэтому если получится прокатиться на выбранной модели хотя бы вокруг дома — уже отлично. Если же у опыт в приобретении имеется, а в окружении люди, которым доверяете, прислушайтесь к их советам.

        Примеры выбора
        А теперь давайте вместе придумаем парочку человек, которые запланировали купить шоссейник.

        Петя. Новичок в катании
        Как-то вечером он прокатился с коллегами с работы на своём давно купленном в супермаркете велосипеде и загорелся идеей покупки чего-нибудь более подходящего. Ему неинтересны ежедневные поездки работа-дом и он вряд ли высунет нос в дождливую погоду. Бюджет — 120 тыс. руб. на всё.

        Похоже, «тем самым» вариантом будет вариант на алюминиевой раме начального уровня, с посадкой от эндурансов. На широких покрышках ездить получится медленнее, но при этом уровень контроля и комфорта выше. И поскольку средства ограничены, можно рассмотреть ободные тормоза. Из подходящих напрашиваются Giant Contend SL, Scott Speedster и подобные.

        2022-Giant-Contend-sl.jpg

        Светлана. Бывшая шоссейная гонщица
        Несколько лет назад, устав от шоссейных гонок, Света открыла для себя бег. Однако счастье было недолгим, поскольку ноющее при беге колено нивелировало ощущение радости от процесса. Поэтому Светлана решила достать из закромов велосипед. Её соревновательному духу и физподготовке можно позавидовать, а вот двухколёсный друг, похоже, порядком устал. Накоплений у Светы больше, чем у Пети: она готова потратить примерно 320 тыс. руб.

        Поэтому лёгкий гоночный олраундер придётся ей впору. И несмотря на то, что он тяжелее её «старичка», зато комфортнее и проще в управлении.

        Лев. Исследователь по натуре
        Лев катается на горном велосипеде, но до трейлов доехать получается не всегда. И в дни без катания по трассам он хочет исследовать местные грунтовки, а также заинтересован в ночных велозаездах. Кроме того, друзья Льва катаются группой, к ним он тоже хотел бы присоединиться. Бюджет не важен, поскольку универсальность — на первом месте.

        Наш герой из нелюбителей излишков. Однако очень хочет открыть новые горизонты на непривычной модели. Учитывая пожелания Льва, можно предложить два пути.

        2022-cervelo-caledonia-5.jpg

        Первый. Купить эндуранс с увеличенным просветом для покрышек. Большинство предполагают установку резины до 32−35 мм без каких-либо проблем, чего вполне достаточно для поездок по грунтовым дорогам. Среди таких приходят на ум Trek Domane, Specialized Roubaix или Cervelo Caledonia.
        Второй. Гравийник, созданный с гоночным «сердцем». Cervelo Aspero сразу же маячит на горизонте. Он достаточно быстр на асфальте, учитывая покрышки без протектора. Можно посмотреть в сторону Trek Checkpoint и Canyon Grail AL.

        Надеемся, что статья открыла доселе неизвестные нюансы или вы показали её друзьям, которые мечтают о покупке шоссейника. А если вдруг осознали, что шоссейника мало, посмотрите, как выбрать гравийник.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.