Какие переключатели скоростей лучше использовать на велосипеде

У большинства современных райдеров установлены два переключателя скоростей на велосипед. Конечно, их может и не быть, а у некоторых прогулочных моделей он только один, да и выглядит нестандартно, так как находится внутри планетарной втулки. Тем не менее, с переключателями так или иначе знакомы все.велосипедный переключатель скоростей

Скоростные велосипеды

Откуда пошли переключатели? Идея сформировать удобную для управления трансмиссию реализовалась в начале двадцатого века, но система была не особо удобной – с каждой стороны заднего колеса было по звёздочке, и чтобы «перекинуть» скорость, необходимо было буквально перенести цепь с одной звёздочки на другую.

Такой механизм остался бы стандартом (на практике к тому же неиспользуемым, так как ему на смену пришли планетарные модели), если бы не спортивные дисциплины. В 1950-х годах итальянец Туллио Компаньоло изобрел и впервые опробовал на практике современный задний переключатель.

Конструкция и работа

Принцип переключения передачи, по сути, очень прост. Оба устройства – это рамки, которые, управляясь через приводной тросик манеткой (ручкой переключения), смещают своё положение относительно звёзд на системе или задней втулке, передвигая с собой велосипедную цепь.

На первых взгляд, тривиальная задача осложнена многими факторами:

  • большой нагрузкой на трансмиссию – современные передние и задние переключатели предъявляют высокие требования к материалам;
  • точностью позиционирования – небольшие ошибки в позиции рамки (и, соответственно, цепи) могут приводить к быстрому повреждению цепи и звёзд путём некорректного переключения;
  • тонкостью механизма – в современном устройстве более двух десятков элементов, каждый из которых должен быть практически идеально позиционирован и работать под нагрузкой.

Современные модели – это тонкие механизмы, которые требуют серьёзной разработки и не менее серьёзного обслуживания.

Рассмотрим данные устройства подробнее. Не следует забывать, что и задний, и передний переключатель имеют свои ограничения по типам крепления и размерам допустимых звёзд в трансмиссии. Задние рамки, кроме того, ограничиваются по общей длине.

трансмиссия

Передний переключатель

Передний переключатель скоростей для велосипеда – более простой из двух, но и, как ни удивительно, чуть более редкий. Есть целый класс моделей (старые спортивные и туристические, прогулочные и круизеры), в которых не используется данный элемент. Обычно это делается с целью упрощения конструкции или удешевления велосипеда.

Обычно устройство состоит из нескольких элементов:

  • рамка переключателя – основной элемент, который работает при переключении, сквозь него проходит цепь;
  • параллелограммный механизм – набор сочленений, позволяющий рамке двигаться в пространстве, не отклоняясь от вертикальной оси трансмиссии;
  • крепление к раме.

Креплений бывает несколько:

  • Хомут на раму – самый простой и распространённый. Есть некоторый риск ошибиться в диаметре хомута, но эта ошибка легко исправляется заменой или дополнительными проставками. Есть несколько креплений на хомуты, с одним, двумя и тремя точками крепления. Кроме того, такие крепления могут различаться по точке завода тросика в механизм.
  • E-Type – предложенная Shimano и ставшая де-факто стандартом система крепления к кареточному узлу системы. Применяется на двухподвесах и иных велосипедах со сложной конфигурацией труб рамы.
  • Болтовое крепление к раме – достаточно редкое, но очень надёжное крепление, когда на раме уже предусмотрено посадочное место.
Винты настройки переключателя Shimano

Винты настройки переднего переключателя Shimano

Задний переключатель

Задний механизм несколько сложнее переднего. Его ход больше, а точка крепления опаснее.

Состоит он из следующих элементов:

  • рамка переключателя;
  • параллелограммный механизм – в отличие от переднего, здесь пружина намного крупнее и заметнее, чтобы обеспечивать больший ход;
  • крепление к раме (включая петух);
  • верхний и нижний ролики – они отвечают за направление цепи в рамку и за корректную её протяжку обратно в трансмиссию.

Задний переключатель находится в намного более подверженном повреждению месте, и точка его крепления через петух стала де-факто стандартом. Петух – это небольшой элемент, держатель переключателя, устанавливающийся в паз на пере (крайней трубе рамы), и который можно легко заменить. Его основная функция – защита переключателя. В случае получения удара в область заднего крепления петух становится там слабым местом, которое сломается, уберегая от приёма всей нагрузки раму и переключатель.

Обслуживание и настройка

Переключатели – одни из самых тонких в настройке элементов велосипеда. Минимальные допуски и фатальный эффект некорректной настройки на цепь и звёзды – всё это резко повышает важность корректной настройки.

Так как ход сейчас уже стандартизирован, у велосипедистов чуть меньше забот при настройке. Раньше необходимо было работать ещё и с натяжением тросика. Сейчас главное – это выставить корректное положение крайних точек переключателя.

Делается это с помощью болтов H (High, высокое положение) и L (Low, низкое положение). Цепь перекидывается сначала на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади, и при постоянном наблюдении, с помощью винта H, велосипедный переключатель скоростей выставляется таким образом, чтобы плоскости звезды, цепи и рамки переключателя стали параллельными. Затем аналогичная настройка производится для других крайних звёзд с помощью болта L.

Существует много препятствий, которые могут помешать простой настройке переключателей, и которые потребуют более серьёзного вмешательства, которое сделать своими руками уже проблематично:

  • повреждение любой рамки;
  • несоответствие набора звёзд ёмкости переключателя;
  • повреждение рамы или петуха;
  • несоответствие тросового привода.

Лучше избегать данных проблем до начала настройки.

регулировка винтами

Настройка с помощью винтов

Ёмкость переключателя

Ёмкость переключателя – это значение, вычисляемое как сумма диапазонов наборов звёзд, т.е. формула для вычисления = (Зубьев на большой звезде спереди – Зубьев на малой звезде спереди) + (Зубьев на большой звезде сзади – Зубьев на малой звезде сзади). После нехитрых вычислений появляется значение в диапазоне от 10 до 50, которое уже можно использовать при поиске нужной модели.

Физически, разница эта – в длине рамки, находящейся между двумя роликами заднего переключателя, и возможность её отклонения становится определяющей в дельте размеров звёздочек. Снизу этот показатель жестко ограничен допуском в 10 единиц.

Приводы Shimano и SRAM

В мире переключателей есть два де-факто монополиста. Как минимум, в области стандартов. Бывают, конечно, уникальные вещи от Specialized и других VIP-марок, но большинство байков оснащается аксессуарами по стандартам этих двух производителей.

Shimano продвигает свои типы креплений. В первую очередь, это практически признанный за всеобщий стандарт E-Type с креплением на кареточный узел. SRAM, в свою очередь, предлагает несколько видов креплений на раму.

приводы Shimano

Основное же отличие и главная причина несовместимости при замене устройств от Shimano и SRAM – это «передаточное число» тросика от манетки, установленной на руле. В случае SRAM сдвиг на одну позицию означает движение тросика на 2.5 мм, а в моделях от Shimano этот сдвиг составляет 5 мм движения троса. Таким образом, эти виды устройств не могут быть взаимозаменяемыми.

К слову, до сих пор нет единого мнения о том, какой стандарт эффективнее. Одни отмечают, что ход Shimano более чёткий, а другие – что SRAM надёжнее и легче в эксплуатации. Какие мнения более «правдивы», решает только практика.

Выбор и покупка

Хотя, как и всегда, основным фактором являются деньги, при выборе переключателя не следует забывать о нескольких технических характеристиках:

  1. Тип крепления.
  2. Ход тросика.
  3. 3Ёмкость.

Сколько стоит хороший переключатель? На деле – от 1.5 тысяч рублей. Большинству райдеров совершенно не нужны профессиональные решения с титановыми элементами и защитой, с огромной шоссейной ёмкостью или нестандартным Shadow (конструкция на 30% меньше шириной), которая удорожает модель раза в два-три. Но если цена не важна, выбор меняется разительно. Стоит выбирать только лучшее, подбирать и современные композиты, точно подгадывать ёмкость, чтобы ни единого миллиметра провисания допущено не было.

переключатель с электроприводом

Переключатель с электрическим приводом

Переключатели скорости для велосипеда – пожалуй, самый сложный, хрупкий и тонкий в настройке элемент велосипеда. Тем не менее, современные технологии позволяют выпускать недорогие и доступные устройства, которые служат не один год. Главное, не потеряться в мириадах стандартов, размеров, ёмкостей и дополнительных модулей, которыми щедро наполняют рынки десятки производителей.

Есть разные виды переключателей, но принцип работы их описать достаточно просто. В этой статье мы коснулись текущего стандарта, а о планетарных и иных механизмах логичнее будет написать отдельно.

По данным комплектующим есть ряд стандартов, и они более жёсткие, чем типоразмеры других элементов велосипеда, что упрощает замену и обслуживание. Идеального же изделия так и нет. Выбор всегда остаётся за велосипедистом, и делать его нужно из индивидуальных предпочтений, модели велосипеда, финансовых и физических возможностей.

Виды переключателей скоростей для велосипеда: какие лучше выбрать и сколько они стоят

Переключатель скоростей для велосипеда представляет собой механизм, который способствует более комфортной поездке за счет изменения передаточного соотношения между колесом и педалями. За счет него будет обеспечена возможность варьирования частоты вращения педалей и усилия на них для наиболее эффективного распределения энергии.

Именно поэтому важно подобрать тот переключатель, который подходит к конкретному виду велосипеда, а также стилю езды.

Выбор в зависимости от вида переключателя

Выделяют три основных вида переключателей: внешний, внутренний и комбинированный.

Внешний

Данный тип является наиболее распространенным, он состоит из заднего и переднего переключателя. Этот механизм работает путем переброса цепи между звездами через специальную рамку. Его преимуществами являются большое количество скоростей, легкость и простая конструкция.

Однако следует учитывать, что данная система переключения подвержена влиянию погоды и требует частого обслуживания. Кроме того, передачи могут меняться только во время движения велосипеда.

Передние

Все передние переключатели различаются по нескольким критериям.

Первый — это способ крепления к раме. Обычно механизм фиксируют с помощью хомутов, хотя есть определенный риск в выборе их неправильного диаметра. К примеру, таким способом крепится переключатель Shimano XT M8000H.

Также компания Shimano предложила систему E-Type — это фиксация методом прижима рамы к кареточному узлу. Используется на двухподвесах и других велосипедах, оснащенных рамами со сложной конфигурацией труб. Например, такой тип крепления у модели Shimano DEORE M6020-E.

И последний вариант фиксации — болтовой. Применяется довольно редко, но характеризуется надежностью, если на раме уже предусмотрено посадочное место.

Вторым критерием выступает угол установки относительно рамы. От него зависит то, будет ли рамка переключателя задевать раму велосипеда, поскольку в этом случае корректная смена передач будет невозможной.

И последний критерий выбора переднего дерайлера — это способ фиксации тросика. Он крепится к раме одним из двух вариантом: путем его подведения к переключателю снизу (например, как у модели Shimano FD-TZ510 TS6 Tourney) или сверху (Shimano FD-TZ30 Tourney 42T).

Также существуют универсальные модели, которые могут крепиться двумя способами: например, Shimano Tourney FD-TX50, Shimano Acera M3000.

Следует отметить, что у передних переключателей есть один существенный минус: под большой нагрузкой они почти не способны перебросить цепь с одной звезды на другую, особенно с меньшей на большую.

Переключатель задний SHIMANO XTR, M9120, SGS, 12 скоростей для 2X12, SHADOW RD+

40 195 руб.

Переключатель передний SHIMANO XT, M8000-H, для 3X11, верхний хомут, SIDE-SWING, верхняя тяга

Переключатель передний SHIMANO DEORE, M6020-E, для 2X10 скоростей, E тип (без BB пластины), SIDE-SWING

Переключатель передний SHIMANO ACERA M3000, универсальная тяга для 40T, EFDM3000TSX6

Переключатель передний SHIMANO ALTUS, M315, универсальная тяга, 2x7/8 скоростей уг.:64-69, для 36T, CL:48,8/51,8мм

Задние

Задача заднего дерайлера особо ничем не отличается от переднего. Он тоже предназначен перекидывать цепь с одной звезды на другую.

Но существенное различие заключается в том, что задний переключатель работает с кассетами до 9 звезд, а не до трех, как передний. Кроме того, данный вид дополнительно обеспечивает натяжение цепи, что осуществляется с помощью специальной рамки.

Выбирать задний стартер стоит по следующим критериям:

1. Тип велосипеда. Если приспособление должно устанавливаться на горный велосипед, то переключатели для шоссейного к нему не подойдут (например, модели Shimano из линеек Ultegra, Tiagra). Равно как и наоборот: для шоссейного велосипеда не стоит выбирать модели Shimano из «горных» линеек Deore, Acera.

2. Шаг переключателя. Здесь имеется в виду относительное удлинение троса и соответствующее перемещение переключателя.

3. Емкость переключателя. Чтобы ее узнать, следует рассчитать разницу в количестве зубьев самых больших звезд системы + кассеты и самых маленьких. К примеру, у вас система 42-32-22Т и кассета 11-34Т, тогда расчет будет следующим: (42 – 22) + (34 – 11) = 43Т. Это значение и есть емкость, которая должна быть у суппорта.

4. Тип крепления. Изделие может фиксироваться на велосипеде с помощью съемного либо несъемного петуха (как, например, у модели Shimano Tourney FT35) или крепиться напрямую к раме.

Преимуществами задних переключателей является маленький вес, простота конструкции и большое количество передач.

Внутренний

Внутренний переключатель или, как его еще называют, планетарный — это механизм, располагающийся сзади во внутренней части втулки. Внешне он похож на обычную тормозную втулку. Осуществляет переключение передач не за счет перекидывания цепи на одну из звезд, а путем изменения передаточного числа внутри данного устройства.

Обычно такие суппорты используют на дорожных и прогулочных велосипедах. Данный тип механизма, в зависимости от модели, может насчитывать от 3 (например, у изделий Shimano Nexus, Alfine) до 14 скоростных передач.

Способ крепления внутреннего дерайлера бывает двух видов. Первый — это установка на амортизирующем кронштейне, является самым распространенным, хотя и менее надежным методом.

Второй вариант — крепление прямо на втулке — является более эффективным. Однако в случае поломки есть вероятность повреждения не только механизма суппорта, но и ступицы.

Преимуществами такой системы смены скоростей выступают:

  • повышенная устойчивость к неблагоприятным погодным условиям, поскольку изделие полностью защищено;
  • простота обслуживания;
  • высокая надежность;
  • стойкость к вибрациям и тряскам из-за плохих дорог;
  • долговечность.

Но также стоит учитывать, что в случае поломки такого стартера ремонт не будет легким. Кроме того, изделие отличается довольно большим весом и чрезмерным трением узлов, приводящим к усложнению движения.

Комбинированные

Устройства комбинированного типа являют собой гибрид классического механизма переключения скоростей и планетарной втулки. Обычно их устанавливают на городских велосипедах. Они вобрали в себя все минусы, которые характерны для внутренних и внешних переключателей, поэтому не подойдут для шоссейного и горного велотранспорта.

Общие критерии и особенности выбора переключателей

Во избежание ошибок в выборе подходящего суппорта важно обращать внимание на следующие показатели:

1. Материал. Переключатели могут быть изготовлены из пластика, титана, стали и алюминия (как, например, модель Shimano Tourney FD-TX50). От качества используемого материала будет зависеть не только стоимость изделия, но и его прочность. Поэтому здесь следует учитывать, для какого велосипеда приобретается дерайлер. Если для горного, то стоит отдавать предпочтение прочным моделям из стали или титана, а для городского будет вполне достаточно пластикового устройства.

2. Модель велосипеда. Перед тем как приобрести конкретный переключатель, следует проверить его на совместимость со своим велотранспортом. Бывают случаи, когда мощности изделия не хватает для передвижения по сложному дорожному рельефу.

3. Стоимость. Цена действительно хорошего суппорта начинается примерно от 1,5–2 тысяч рублей (на февраль 2022). Но здесь следует обращать внимание не только на свой бюджет, но и на ожидаемые возможности переключателя: нужно ли дорогостоящее профессиональное изделие, устойчивое к экстремальным нагрузкам во время скоростного спуска (например, как суппорты из линейки Shimano Saint), или же это лишняя трата денег. А также рекомендуется учитывать и стоимость велосипеда, ведь для простой модели нет смысла приобретать «навороченный» дерайлер.

Таким образом, выделяют три вида переключателей скоростей для велосипедов: внутренний, внешний и комбинированный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но чаще всего приобретают внешние механизмы по причине их простоты использования, обслуживания и надежности. Выбор конкретной модели суппорта зависит от выделенного бюджета, типа велосипеда и желаемого способа крепления.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.