Какой выбрать фонарь для велосипеда (велофонарь, передний и задний)

Как выбрать фонарь для велосипеда? Ночной тест

По мере того как сокращается световой день, возрастает потребность в велосипедных фонарях. Причем не важно, катаетесь ли вы по ночам. Весной или осенью достаточно лишь чуть задержаться — и уже сумерки, которые во многом еще более опасное время: тротуары и велодорожки загружены, необходимо обозначать себя в плотном потоке. Поэтому выбираем велофонари: хорошие, недорогие — как всегда. А чтобы снять все вопросы, проведем ночной тест, осветим кромешную тьму ярким лучом света — и сразу все станет понятно.

А нужен ли мощный фонарь?

Говоря по-простому, есть две важные функции, которые выполняет велосипедный фонарь. Первая — он освещает дорогу. Вторая — обозначает велосипедиста на дороге, делает его заметнее для остальных. Чтобы выбрать хороший велофонарь, необходимо определиться с приоритетами именно для вашего стиля катания.

По умолчанию всем хочется просто самый мощный и крутой фонарь: включил — и он светит как прожектор. Проблема в том, что такие модели стоят дорого. Люди разочаровываются и вообще отказываются от покупки любого фонаря, а это большая ошибка.

Выбор покупателей

задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Выбор покупателей

передний и задний, на руль/на подседельный штырь, быстросъемное крепление, пластик, 600 лм, дальность 200 м, зарядка от USB/индикация заряда, питание: аккумулятор

передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 650 лм, дальность 180 м, зарядка от USB/сигнал SOS/сигнал строб, питание: аккумулятор

Если вы смелый гонщик, который по ночам катается по неторным тропам и сложным маршрутам — без вопросов, нужен классный свет, который даст возможность контролировать ситуацию и хорошо видеть дорогу перед собой, включая все ямы, ветки и оборотней.

Но многие из нас просто катаются по городу, могут немного задержаться в парке, любуясь закатом, а потом возвращаются домой в потемках. Улицы как-то освещены, маршрут знаком. Фонарь нужен, чтобы немного осветить дорогу и чуть раньше заметить совсем уж неприятное препятствие и чтобы привлечь внимание остальных: едет велосипедист, у него скорость быстрее, чем у пешехода, а маневренность хуже, нужно бы с ним аккуратно разминуться. И вот с этим на отлично могут справиться даже очень недорогие модели. И мы можем это доказать.

Какие модели мы протестировали?

На ночную покатушку мы отправились с пятью моделями фонарей, включая передние, задние и комплект. Выбирали варианты с разными характеристиками и из разных ценовых категорий. Оценивали по удобству использования и дальности светового потока.

Комплект ЭРА VA-801

Удобный вариант: комплект велофонарей — передний и задний. За относительно небольшую сумму получаем два весьма компактных светодиодных фонаря. У переднего только один светодиод, у заднего четыре. По три режима работы (разная мощность плюс мигание), зарядка от USB, простое и универсальное крепление с помощью резинок. В общем, получаете именно то, за что заплатили.

передний и задний, на руль/на подседельный штырь, быстросъемное крепление, пластик, 130 лм, дальность 60 м, зарядка от USB, питание: аккумулятор

Забежим вперед и сразу расскажем, что эти фонари в темноте произвели куда более благоприятное впечатление, чем поначалу. Самый скромный заявленный световой поток в 130 лм (люмен) на поверку оказался конкурентноспособным с более мощными моделями. Задний фонарь, простой и честный, также порадовал ярким и заметным свечением. Рынок приучил нас скептично относиться к дешевым товарам, однако преждевременные выводы часто бывают ошибочными и в итоге болезненными для кошелька.

Передний фонарь ЭРА VA-802

Передний фонарь по цене предыдущего комплекта. Заявленный световой поток в 335 лм — увидим, что в действительности могут два таких светодиода в темноте.

Дизайн фонаря понравится не всем. Но некоторая угловатость объясняется попыткой производителя добавить фишку и оснастить фонарь креплением для смартфона. Решение на практике оказалось весьма спорным. Чтобы не слепить встречных участников дорожного движения, световой поток фонаря должен быть направлен вниз. Но ведь неудобно смотреть на экран смартфона под углом, тем более при обратном наклоне. Короче, или выставлять смартфон как удобно, но тогда фонарь бьет аккурат в глаза встречному пешеходу, либо настраивать угол светового потока, но тогда от размещенного смартфона на руле нет никакого толка. Возможно, устройство можно использовать в разных целях в течение суток: днем — как держатель для смартфона, а вечером — как фонарь. Но удачным такое исполнение в любом случае не назовешь.

передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 335 лм, дальность 85 м, сигналы поворота/зарядка от USB/сигнал строб/клаксон, регулировка яркости, питание: аккумулятор

Еще одна фишка устройства — звуковой сигнал, который оно способно издавать при нажатии на кнопку. Кнопка эта вынесена отдельно, на проводе, который придется обматывать вокруг руля, что общей эстетики не добавит. Сигнал, который должен быть альтернативой классическому велосипедному звоночку, оказался неожиданно громким и резким. Пешеходов он, конечно, разгонит, но вызовет именно испуг, то есть спровоцирует негативную реакцию или даже конфликт. В общем, и здесь решение неоднозначное.

Передний фонарь RockBros BR1800

Самая серьезная из тестируемых нами моделей. Заявленный световой поток — 1800 лм, что относит фонарь в категорию мощных. Металлический корпус и удобное быстросъемное крепление. Светодиода сразу три, плюс батарея повышенной емкости с зарядкой от USB. Присутствует пыле- и влагозащита.

передний, на руль, металл, 1800 лм, дальность 270 м, зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Нет в наличии

Придраться вроде и не к чему, тот случай, когда взял в руку — «маеш рэч». Цена фонаря весьма значительная, хоть и не выше, чем у большинства конкурентов в этом сегменте. Осталось проверить, действительно ли разница с бюджетными моделями будет настолько разительной, чтобы оправдать затраты.

Задний фонарь RockBros LKWD-R1

В пару к мощной фаре подобрали навороченный задний фонарь, обе модели на обзор подкинули наши друзья из On-bike. Фонарь напоминает светодиодный автомобильный блок в уменьшенном масштабе. Светящаяся в нескольких режимах полоса, активные указатели поворотов оранжевого цвета. Они мигают совсем как у автомобиля, есть также вариант с включенной «аварийкой». Управление при этом осуществляется с пульта, который можно закрепить на руле. К счастью, работает это в беспроводном режиме.

Выбор покупателей

задний, на подседельный штырь, пластик, сигналы поворота/пульт/зарядка от USB/сигнал строб, питание: аккумулятор

Интересная опция — подсветка габаритов транспортного средства. На земле появляются красные полосы, обозначающие безопасный коридор для велосипедиста, куда лучше не вторгаться.

В общем, интересных дополнений много, впрочем, не вполне ясно, насколько эффективными они будут в реальной ситуации на дороге. Водителям хорошо понятна такая световая сигнализация, но вряд ли ее ожидают увидеть в уменьшенном масштабе. Пешеходы и другие велосипедисты и вовсе могут не сориентироваться в многообразии миганий. Хотя сама попытка имитировать устоявшийся автомобильный опыт на велосипеде заслуживает внимания.

Передний фонарь ЭРА VA-901

Еще один передний фонарь промежуточного уровня. Заявленный световой поток — 650 лм, что, как утверждает производитель, обеспечивает дальность светового луча аж в 180 метров. Фонарь имеет два режима работы, которые можно использовать совместно. Мы бы назвали их дальним и ближним светом: один выдает более акцентированный луч, другой обеспечивает рассеянный световой поток на небольшом расстоянии перед колесом. Вместе да на самых мощных режимах это работает впечатляюще, по крайней мере вблизи.

Крепление стандартное, позволяющее быстро снять фонарь, если потребуется. Зарядка от USB.

передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 650 лм, дальность 180 м, зарядка от USB/сигнал SOS/сигнал строб, питание: аккумулятор

В ходе тестирования мы столкнулись с проблемой, которую устранить не удалось и причина которой осталась невыявленной. Фонарь в любом из режимов внезапно отключался после нескольких секунд работы. Списали бы это на недоразумение, если бы не отзыв одного из наших читателей, который столкнулся с аналогичным казусом. Однозначных выводов делать не станем, но и умолчать о ситуации было бы неправильно.

Ночной тест. Какой велофонарь лучше?

Мы сравнивали фонари за городом, в кромешной темное, в разных условиях: и в дождь, и погожей теплой ночью в полнолуние. Задумка — проверить реальную дальность светового луча. Есть неосвещенная дорога, по которой движется условный велосипедист. Есть пешеход, который движется по этой дороге. С какого расстояния велосипедист увидит силуэт пешехода в свете своего фонаря?

Для чистоты эксперимента мы нарушили правила пользования световыми приборами и направляли луч параллельно земле, а не под углом, предположив, что чем дальше добивает световой луч, тем больший потенциал фонаря и при использовании в реальных условиях. Расстояние измерялось с помощью смартфона и специального приложения.

Заодно проверили эффективность световозвращающих элементов на одежде: пешеход скрывался в темноте то в специальном дорожном жилете, то без него.

Начнем с голых цифр как единственного объективного мерила. Если коротко: фаворит доказал состоятельность, аутсайдер приятно удивил, а вот середняки скорее разочаровали. В таблице указано, на каком максимальном расстоянии в свете каждого из передних фонарей был виден силуэт пешехода без световозвращающего жилета на дороге без другого искусственного освещения.

ЭРА VA-801 ЭРА VA-802 ЭРА VA-901 RockBros BR1800
49 метров 36 метров 53 метра 110 метров

Выводы по итогам эксперимента

Первое. Световозвращающие элементы в разы повышают видимость объекта в лучах источника освещения. Пешехода не видно, но полосы на жителе видны очень хорошо, они буквально светятся в темноте, отражая направленный световой поток. По нашим наблюдениям, видимость человека в жилете при одинаковых условиях вырастала примерно в 3 раза. К примеру, если в обычной одежде при свете недорогого фонаря пешехода было видно с 50 метров, то в жилете его можно было рассмотреть и со 150 — впечатляет, согласитесь. И делайте выводы, это имеет значение не только для пешеходов, но и для велосипедистов. Если ездите в темное время суток особенно по проезжей части, то жилет — обязательный элемент экипировки. Наравне с фонарями.

Второе. Открытие всего эксперимента — бюджетная модель ЭРА VA-801. Ожидания от весьма бюджетного комплекта изначально были невысокими. Ну как в самом деле будет светить маленькая фара всего с одним светодиодом? Но оказалось, что светить будет весьма неплохо: почти на 50 метров. Возможно, ширина светового потока была не столь значительной, но на фоне стоимости модели это можно счесть придиркой. Свою задачу обе фары выполняют хорошо, на наш взгляд, это вполне рабочий вариант для города, где есть искусственное освещение и в целом дорожное покрытие можно считать нормальным. Обозначить себя, подсветить путь перед велосипедом — это именно то, что требуется.

Третье. Середняки разочаровали. Модель ЭРА VA-802 и вовсе показала наихудший результат, хотя заявленные характеристики у нее значительно выше, чем у маленькой фары из комплекта. При этом от устройства такого размера мы ожидали большего. Что же в остатке? Не самый удобный держатель смартфона и не самая эффективная фара? Плюс велосигнал, который вызовет у окружающих немало раздражения.

Фонарь ЭРА VA-901 в ходе теста выдал дальность светового потока, лишь незначительно превзошедшую этот параметр у самой бюджетной модели. А заявлено было пятикратное преимущество. По факту нам удалось высветить пешехода примерно с тех же 50 метров. Конечно, охват освещения у более габаритного фонаря куда большие, особенно при активации так называемого ближнего света. Необходимое ли это свойство для города? Спорно. Достаточно ли возможностей этого фонаря для использования в более сложных условиях? Сомнительно.

Четвертое. Дорогая и мощная модель полностью оправдала ожидания. При максимальном уровне свечения фара действительно превращается в прожектор, освещающий и пешехода, и дорогу, и обочину с растущими поодаль деревьями. И со 100 метров был виден силуэт человека впереди, а при направлении фары на дорогу можно было заранее разглядеть все неровности, ямы, камни. А уж со световозвращающим жилетом пешеход не исчезал из виду сколько хватало прямого участка дороги.

Другое дело — стоимость фонаря. Цена невелика при условии, что речь идет о безопасности ночных поездок по слабо изученной местности. А для города потенциал такого устройства может быть даже чрезмерным.

Пятое. Любой велофонарь в темное время суток — лучше, чем отсутствие фонаря. Не всегда нужно переплачивать, выбирая самую дорогую модель. Необходимо соизмерять потребности с предложениями на рынке. Вполне может оказаться, что значительных вложений и не потребуется.

Между тем передний и задний фонарь, световозвращающие элементы на одежде или дорожный жилет существенно увеличивают видимость велосипедиста на дороге, а значит, повышают его безопасность. Это то, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать, вне зависимости от того, катаетесь вы редко или часто, выезжаете близко или далеко.

На что обращать внимание при выборе фонаря для велосипеда?

велосипед с включенным фонарём

Выбор фонарей на велосипед столь велик, что большинство велолюбителей предпочитают не задумываться над своими требованиями к такому устройству, а купить первый попавшийся светильник, только бы не связываться с многочасовыми видео-обзорами, противоречащими друг другу рекомендациями друзей и механиков в мастерских.

Тем не менее, базовая информация о велосипедных фонарях не столь объёмна, и стоит её изучить, прежде чем покупать световое оборудование на свой велосипед.

Использование фонарей

В первую очередь, на велосипеде есть несколько типов применения фонарей. Самые популярные такие:

  • Основной источник света – выполняет функцию освещения пространства перед велосипедистом. Обычно, когда речь идёт о фонаре, подразумевается именно этот сценарий использования.
  • Обозначение на дороге – небольшие источники света сзади, на рюкзаке, на спицах и раме служат тому, чтобы велосипед был более заметным на дороге.

Чаще всего велосипедные фонарики устанавливаются не на постоянной основе, так как ночное катание не столь популярно, да и оставлять без присмотра хрупкие устройства стоит далеко не во всех городах и местах, но некоторые модели требуют достаточно сложного крепления, особенно, если снабжены отдельным элементом питания.

Основные характеристики

Какие характеристики отличают велосипедные фонари друг от друга? В основном это:

  • форма,
  • показатели света (яркость, спектр, угол и т.д.),
  • способ крепления,
  • способ питания.

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Световые параметры

На параметры света в первую очередь влияет тип источника. После непродолжительной борьбы на рынке сложилась безальтернативная ситуация, когда выбирать приходится исключительно из диодных фонарей. Диоды, став достаточно доступными и обогнав по энергопотреблению всех конкурентов, признаны стандартом для велосипедной техники.

Такая монополия не страшна, ведь диоды на текущий момент – наилучший из источников света:

  • световая отдача (эффективность), сравнимая с галогенными лампами;
  • механическая надёжность – у диодов нет ни колб, ни нитей накаливания;
  • умеренная стоимость;
  • возможность комбинирования источников света (несколько диодов), низкие требования;
  • безопасность в случае повреждения (нет осколков или паров).

Собственно, перейдём к параметрам велосипедных фонарей. На что следует обращать внимание при изучении того или иного изделия.

световой поток велосипедного фонаря

Световой поток

Световой поток измеряется в люменах – универсальной единице измерения. Количество люменов показывает, сколько в сумме производит света велофонарь, без учёта рассеивания. Именно в люменах указывается, насколько мощный источник используется в изделии.

Рассеивание

Весь световой поток имеет некоторый угол расхождения, под которым свет выходит из источника. В зависимости от задач, стоит выбирать тот угол, который будет комфортен – от 120-180 градусов для открытого источника до специальных направленных фонариков с углом рассеивания в 15-20 градусов, которые предназначены для освещения удалённых предметов.

Освещённость

Данный параметр определяется в люксах, которые часто путают с люменами. Данная характеристика говорит об освещённости конкретной точки (на определённом удалении от источника). Именно эту характеристику можно измерить с помощью инструмента или даже обычного телефона.

Освещённость меняется в зависимости от потока и рассеивания, образуя несколько зон освещённости:

  • Световой участок (hotspot) – хорошо освещённое место.
  • Корона (crown) – переходная зона с частичной освещённость.
  • Рассеянный свет (spill) – зона, куда уходит определённый световой поток, но качественного освещения там уже нет.

Собственно, по зонам и их освещённости стоит выбирать велофонарь. Кому-то необходим широкий боковой охват, пусть даже и с рассеянным светом, а кому-то – яркий световой участок на большом расстоянии далеко впереди байка.

Типы креплений

Закреплять фонарик на велосипед можно по-разному, в зависимости от целей. Некоторые фонари следует жестко фиксировать, чтобы получать стабильное освещение, а некоторые надо легко монтировать и демонтировать. Некоторые крепления позволяют найти компромисс между этими основными задачами.

фонарик, закреплённый на шлеме

Нательное крепление на липучках

Эластичное крепление

На габаритных и вспомогательных огнях часто применяют эластичное крепление – резиновый или силиконовый ремешок, который легко, растянув, закрепить на руле, раме или даже спице, потратив на монтаж считанные секунды. В некоторых моделях полностью силиконовым делается сам корпус изделия, и, вкупе с небольшой батарейкой, такие огни чрезвычайно удобны для быстрого обозначения велосипеда.

К минусам эластичного крепления можно отнести слабую фиксацию, недолговечность и невозможность использования таких креплений на холоде.

Монтажное крепление

Серьёзные фонари для велосипедов поставляются вместе с монтажным креплением – когда конкретный кронштейн подходит только к моделям одного производителя или является частью фонаря.

Устанавливая такое крепление на руль или раму, можно быть уверенным, что фиксация будет практически абсолютной, но есть и ряд рисков:

  • крепление уникально и его сложно заменить в случае повреждения;
  • монтаж требует сил и времени;
  • заметное нестандартное крепление будет привлекать злоумышленников.

В любом случае, каким бы тяжёлым ни был монтаж, его реально провести своими руками, не привлекая специалистов. Благо, никаких инструментов, кроме отвёртки, не потребуется.

Съёмное крепление

Компромисс между эластичным и монтажным креплением – это стандартные сейчас велокрепления в виде полуцилиндров, которые помогают использовать стандартный фонарик для велосипеда. Такое крепление устанавливается один раз, но снимать источник света можно легко в любой момент, не прилагая сил. Проигрывая по устойчивости предыдущему типу, такой держатель наиболее удобен и рекомендуется для использования.

освещение на съёмном держателе

Так же бывают съёмные крепления, которые поставляет производитель. Это специальные контактные площадки, подходящие под определённый спектр моделей. Обладая плюсами съёмного крепления, площадки могут быть неудобны в случае замены или действий преступников.

Нательные крепления

Отдельный вид представляют крепления на одежду и другую экипировку. Обычно это липучки и наборы утяжек, которые помогают закрепить фонарь на плече, рюкзаке или шлеме велосипедиста.

Типы питания

Большинство современных фонарей питается от одной или нескольких батарей, помещаемых в корпус изделия. Стандарт – это 1-3 пальчиковых батарейки. Для габаритных и временных огней – питание от батарейки-таблетки.

фонарик с внешней батареей

Велофара с внешним источником питания

Существуют, однако, некоторые модели со внешним питанием, например, отдельно монтируемым сменным аккумулятором. Важно обращать внимание на потребляемую мощность светильника и объём батарейки или аккумулятора. Часто можно найти идеальный вариант, который будет работоспособен всего полчаса – час.

Так же не исчезли динамо-машины. Конечно, теперь они не представляют из себя тяжёлый роллер, прижимаемый к ободу или покрышке, а полноценную переднюю втулку с генератором и, опционально, с аккумулятором или конденсатором для накопления заряда на случай остановки.

Типы фонарей

Теперь рассмотрим, какие именно фонари предлагают нам магазины и какой вид лучше подойдёт для того или иного режима использования.

Велосипедная фара

Устаревающий передний велосипедный фонарь-фара устанавливается стационарно и очень часто снабжается отдельным сменным аккумулятором. Такие решения подходят для длительного велотуризма и для тяжёлых советских велосипедов, где ни вес, ни неудобства уже не имеют значения.

На современном байке велофары вряд ли найдут себе применение, как по причине невысокой эффективности, так и по сомнительному удобству использования.

Несъёмный

Несъёмные фонари на велосипед дешевы и долговечны, часто за небольшую цену дают отличный запас по времени свечения и силе света. Единственным минусом является сложность монтажа, но, если вы не планируете оставлять велосипед на общественных парковках, а катаетесь в своё удовольствие, этот тип для вас. Хотя найти сейчас несъёмный фонарь на велосипед легко лишь в классе вспомогательных или габаритных огней. Съёмный источник света сейчас де-факто –стандарт.

комплект фар с батареей и зарядкой

Комплект фонарей с различными источниками питания и зарядки

Съёмный многофункциональный

Многофункциональный фонарь может использоваться и как обычный фонарик, и как велосипедный фонарь. Можно использовать универсальные крепления или же купить фирменный продукт с контактной площадкой. На удобстве использования это не скажется, повлияет только на стоимость обслуживания, так как найти замену для контактной площадки намного сложнее.

На текущий момент 80% продаваемых источников света для велосипедов – это съёмные диодные фонари, так как они универсальны, удобны и достаточно недороги. Остаётся только выбрать модель, подходящую вам по параметрам.

Нательный

Нательные источники света – пока ещё редкость в России, но на западе многие увлечённые велосипедисты уже переходят с крепления фонаря на велосипед на удобные налобные фонари и дополнительные габариты на рюкзаках. Обычный комплект для ночного катания состоит из четырёх фонарей:

  • основной на руле;
  • нательный габарит на рюкзаке;
  • нашлемный светильник;
  • вспомогательный габарит на раме велосипеда.

Поворачивая голову, мы получаем освещение в тех местах, куда стационарно закреплённые на руль фонарики направить достаточно сложно, например, в сторону обочины или на пересекаемую дорожку.

Габарит

Отдельный класс – это задний фонарь для велосипеда, называемый габаритом или флэшером. С небольшой батарейкой, несколькими диодами, данные источники света предназначены не для освещения какой-либо зоны, а для обозначения велосипедиста на дороге.

Очень часто данные фонари поддерживают несколько программ мигания. Множество исследований подтвердили, что наиболее заметным будет участник движения, габаритные огни которого не просто светятся, но мигают, привлекая к себе внимание.

габаритные огни

Современные наборы, комбинирующие габариты и нательные фонари, предлагают велосипедисту ещё более приблизиться к автомобилям и мотоциклам, добавив к оборудованию лазерный габарит («проводящий» световую черту параллельно велосипеду) или дополнив рюкзак габаритными огнями с поворотниками, управляемыми велосипедистом.

Производители

Рынок заполнен различными noname производителями, часто не уступающими известным брендам, но покупка таких изделий – это всегда высокий риск, поэтому, если вы ограничены в средствах, лучше всего остановиться на проверенных фирмах. Вот некоторые из них:

  • MagicShine – хороший и недорогой гонконгский бренд;
  • CatEye – высококлассный японский производитель, отличающийся качеством диодов;
  • Sigma – германский бренд с хорошими и недорогими моделями;
  • BBB – нидерландский VIP-производитель;
  • Fenix Lights – китайский производитель, зарекомендовавший себя высококачественными фонарями для американского рынка (используют диоды от американской фирмы Cree).

брендовый велофонарь

Заключение

Выбор велосипедного фонаря – дело не только практики и опыта, но и точного понимания того, какие характеристики необходимы именно для вашего стиля катания. Теоретическая подготовка так же очень важна, ведь у многих нет базового понимания о параметрах излучаемого света, и кажущийся номинально идеальным источник света будет совершенно бесполезен после покупки, если не учесть, например, угол рассеивания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.