Фэтбайк: особенности, плюсы и минусы

Фэтбайк – велосипед на широких колёсах, обладающий хорошей проходимостью. Название фэтбайк происходит от английского слова fatbike, которое переводится как “толстый велосипед”.

Рассмотрим плюсы и минусы фэтбайков, которые помогут правильно выбрать и приобрести качественный велосипед на толстых шинах.

1 (5).png

История фэтбайков

История появления фэтбайков включает две параллельные истории развития, одна на Аляске и вторая – на юге Нью-Мексико.

В 1987 году гонка Iditabike, проходящая на Аляске, требовала от участников преодолеть 200 миль по зимним трассам для снегоходов. Поверхность трассы менялась от гладкого льда до рыхлого снега и проталин. Суровые условия заставили гонщиков задуматься о повышении проходимости велосипедов и использовать колёса со сдвоенными ободами.

2 (6).png

В те же годы Рей Молино, после путешествия по песчаным дюнам на юге Нью-Мексико, запустил производство широких ободов на 82 мм, а также соответствующих шин на 3,5 дюйма. Марк Грюнвальд встретил эти широкие колёса на выставке Interbike в 1999 году и решил привезти их на Аляску, а впоследствие придумал термин fatbike.

Первым серийным фэтбайком считается модель Pugsley, выпущенная в 2005 году американским велосипедным брендом Surly Bikes и доступная через широкую дистрибьюторскую сеть. Он имел ободья Large Marge шириной 65 мм и шины Endomorph на 3,7 дюйма.

Устройство фэтбайка

При сравнении фэтбайка с горным велосипедом можно заметить, что они очень похожи – на фэтбайке используется то же навесное оборудование: переключатели, тормоза и кассета. Фэтбайк отличается широкими покрышками, а следовательно, широкими ободами и втулками, рамой и вилкой под широкие колёса, а также увеличенным кареточным узлом.

На фэтбайках устанавливается более широкий руль, чтобы упростить управление, так как колёса увеличенного размера сказываются на управляемости.

В отличие от горных велосипедов, имеющих амортизационную вилку, большинство фэтбайков имеют ригидную (жёсткую) вилку, так как функцию амортизации частично выполняют широкие шины низкого давления.

3 (3).png

Плюсы фэтбайков

Рассмотрим основные плюсы фэтбайков, которые отличают их от горных велосипедов:

● Отличная проходимость – главный плюс фэтбайков. Благодаря широким покрышкам, при пониженном давлении в шинах (4-8 PSI) фэтбайк хорошо себя чувствует на любом бездорожье и сыпучих поверхностях, таких как рыхлый песок, снег, мягкий грунт и мелкий щебень. Горный велосипед на стандартных шинах там либо полностью остановится, либо значительно потеряет скорость.

● Мягкость хода. Покрышки содержат значительный объём воздуха, и являются своего рода амортизаторами, поглощая мелкие неровности, чего нет у стандартных моделей горных велосипедов. Это снижает вибрации на руле и повышает комфорт эксплуатации.

● Универсальность. Широкие колёса фэтбайка подходят не только для его использования по вязким и сыпучим поверхностям. При повышении давления в шинах до 20-25 PSI накат увеличивается, и фэтбайк катится по асфальту так же легко, как горный велосипед.

● Идеальный велосипед для зимы. Широкие шины хорошо катятся по снегу, проглатывая неровности на утрамбованных участках и успешно преодолевая рыхлый снег.

● Впечатляющий внешний вид. Благодаря широким покрышкам, фэтбайк напоминает мотоцикл и выделяется на фоне других велосипедов.

4 (2).png

Минусы фэтбайков

Среди минусов фэтбайков, по сравнению с горными велосипедами, стоит отметить следующие:

● Большой вес. Толстые покрышки и камеры большого диаметра увеличивают вес колеса, который может достигать 4 кг. Стандартный вес фэтбайка находится в пределах от 15 до 21 кг.

● Увеличенные габариты. Широкая рама и вилка, толстые колёса и удлинённый руль – всё это увеличивает габариты велосипеда. Он займёт больше места на балконе или в квартире, а при перевозке на автомобиле может не уместиться в салоне и потребует установки специального внешнего крепления.

● Сложнее разгоняется. Так как колёса фэтбайка более тяжёлые, их сложнее раскрутить, а следовательно, и разогнать сам велосипед.

● Манёвренность фэтбайков уступает обычным горным велосипедам – гироскопический эффект и увеличенный вес затрудняют управление на высоких скоростях.

● Сложнее поддерживать высокую скорость. Так как фэтбайк больше и тяжелее горного велосипеда, для движения на высокой скорости потребуется прилагать серьёзные усилия.

● Более высокая цена. Топовые качественные фэтбайки имеют лёгкую раму и качественные покрышки, их вес может быть даже меньше веса горного велосипеда. Но стоимость такого велосипеда чаще всего будет многократно выше стоимости бюджетного фэтбайка.

● Сложности с подбором комплектующих. В небольших городах бывает сложно купить необходимые комплектующие для фэтбайка, в этом случае придётся оформить заказ через Интернет и ждать доставки.

Виды фэтбайков и какой из них выбрать

В зависимости от конструкции рамы, наличия амортизаторов и электропривода, фэтбайки можно разделить на несколько категорий:

По типу рамы:

Складной фэтбайк. Подойдёт тем, кто планирует перевозить велосипед на автомобиле или хранить на небольшом балконе

5 (1).png

● Классический фэтбайк. За счёт отсутствия механизма складывания рама более жёсткая и лучше выдерживает нагрузки.

По количеству амортизаторов:

● Без амортизаторов. Фэтбайк с жёсткой (ригидной) вилкой. Функцию амортизации выполняют широкие колёса низкого давления.

● С амортизационной вилкой. Больше комфорта при езде, вилка поглощает удары при езде по неровностям.

● С двумя амортизаторами (двухподвес). Максимально комфортный и управляемый фэтбайк. Задний амортизатор обеспечивает постоянный контакт заднего колеса с дорогой, повышая устойчивость при манёврах.

По наличию электропривода:

● Электро фэтбайки с одним двигателем, установленным в одном из колёс или с центральным мотором.

● Полноприводные электрические фэтбайки имеют двигатели в обоих колёсах.

6 (1).png

Что лучше – фэтбайк или горный велосипед?

При выборе между фэтбайком и горным велосипедом следует ответить на главный вопрос – по какой местности вы будете его эксплуатировать. Если планируемые маршруты включают значительные труднопроходимые участки с песком или мелким щебнем, стоит остановить выбор на фэтбайке. Если же это преимущественно асфальт или твёрдый грунт, целесообразно отдать предпочтение горному велосипеду.

Фэтбайк подходит для эксплуатации зимой по недостаточно плотному или рыхлому снегу, а на плотном снегу себя вполне комфортно чувствует обычный велосипед, но для преодоления ледяных участков его лучше оснастить шипованными покрышками.

Для горной местности со значительными перепадами высот лучше подходит горный велосипед, так как он легче фэтбайка.

Перед покупкой велосипеда тщательно взвесьте все плюсы и минусы фэтбайков, чтобы понять, какой вид велосипеда Вам больше подходит, и принять взвешенное решение. Надеемся, наша статья Вам в этом поможет.

Автор статьи: Евгений Бегин

Фэтбайки — в чем их особенность?

Фэтбайк

Велосипед — своеобразный символ свободного передвижения. При минимальных требованиях — научиться ездить легко, оплачивать топливо не нужно, на права сдавать не надо — он обеспечивает возможность быстро и с удовольствием перемещаться, как на дальние, так и на ближние расстояния. Однако, обычные велосипеды по-своему ограничены: проехать они могут далеко не везде и не в любое время года. Наверное, почти каждому велосипедисту приходилось сталкиваться с ситуацией, когда данный транспорт попросту увязал в грязи либо песке. В связи с этим, компаниями производителями были разработаны альтернативные варианты моделей, о которых и пойдет речь в данной статье.

Многие интересуются: существуют ли специальные, усовершенствованные велосипеды, которые могут эксплуатировать в более серьезных условиях, чем город? Конечно, такие транспортные средства давно придуманы — это фэтбайки, которые все чаще встречаются у любителей прокатиться «с ветерком». В этой статье мы постараемся объяснить: зачем нужны подобные велосипеды, чем они отличаются от привычных, дадим определенные советы по выбору и расскажем о классификации фэтбайков.

Историческая справка

История

Формальный отсчет истории фэтбайков ведется с 1932-го года, когда в одном из номеров американского журнала, специализирующегося на освещении событий в мире велосипедов, появился человек на «транспорте» с толстыми колёсами. Однако, на тот момент событие вызвало скорее смех, чем восторг и революционное, по своей сути, открытие прошло абсолютно не замеченным. В действительности история прогрессивных велосипедов началась позже, а настоящим «отцом» фэтбайков можно считать Марка Грюнвальда. Именно ему пришла в голову идея растянуть покрышки на обод в 80 миллиметров до ширины в три с половиной дюйма. В результате транспортное средство оказалось способным ездить даже по снегу, что выгодно отличало его от классических моделей. Именно Грюнвальду и принадлежит нашумевшее название «Fatbike».

Уже вскоре фэтбайк был поставлен на поточное производство в заводских условиях. Интересующиеся вопросом люди сходу назовут вам первую модель — Surly Pugsley, которая считается настоящей революцией в велосипедной истории. С тех пор минуло достаточно много времени, за которое было выпущено колоссальное количество моделей. Велосипеды непрестанно совершенствуются: постоянно выходят новые версии, изготовленные с использованием инновационных технологий. Рамы зачастую изготавливаются из титана и карбона, применяются амортизационные и ригидные вилки, специальные овода. Данная область развития велосипедной промышленности сейчас является одной из самых актуальных, поскольку фэтбайк с течением времени получает все большее распространение.

Конструкционные особенности

Очевидное и ключевое преимущество — возможность ехать в условиях бездорожья — уже было озвучено выше. Попробуем разобраться, что именно в конструкции отличает фэтбайк от классических велосипедов, и вкратце проанализируем конструкционные особенности.

Особенности

Не нужно идеально знать английский, чтобы догадаться о непосредственном значении слова fatbike — буквально это переводится как «толстый велосипед». Забавное название прекрасно подошло новой модификации велосипеда: отличающиеся большой толщиной колеса обеспечивают возможность преодоления самых тяжелых участков, на которых обычные велосипеды бы попросту увязли. Ширина шин составляет от 3.5 до 4.8 дюймов, что ощутимо превышает обычную велосипедную норму (два дюйма). Соответственно, именно это и делает колёса более функциональными. При сравнительно невысоком давлении, которое составляет около шести PSI, байк без проблем проходит по кочкам и ухабам. Колёса транспортного средства обеспечивают отличное сцепление и практически «растекаются» по плоскости, тем самым смягчая колебания от неровностей. Собственно, именно эта особенность обеспечивает универсальность и проходимость «фэта». При высоком давлении, которое составляет около двадцати PSI, фэтбайк способен катить по ровным дорогам сродни горному велосипеду. Грамотно отрегулировав уровень давление, можно обеспечить комфортное передвижение практически на любом рельефе местности.

Помимо большой толщины покрышек, можно выделить следующие структурные особенности велосипедов такого рода:

  • Большая ширина руля, составляющая около 72 сантиметров.
  • Специфическая форма рамы и вилки: перья заднего треугольника имеют выгнутую геометрию, что обеспечивает возможность установки толстых колёс.
  • Вес лежит в диапазоне от двенадцати до девятнадцати килограммов (слегка превышая средний велосипедный).

Фэтбайк с электрическим приводом

На первый взгляд, после получения вышеприведенной информации, может показаться, что фэтбайк — абсолютно универсальное средство, не нуждающееся в каких-либо современных усовершенствованиях. Однако, сегодня производители предлагают особые модели, оснащённые электрическим приводом и за счет этого, обладающие рядом несомненных преимуществ. Для людей, которые стремятся преодолевать серьезные дистанции при минимизации прикладываемых усилий, подобное транспортное средство, способное посоревноваться с классическим мотоциклом, может стать идеальным вариантом.

Электрические фэтбайки оснащаются различными моторами; в среднем мощность составляет порядка тысячи Вт. За счёт наличия двигателя «велосипед» (теперь использовать это слово нужно с особой осторожностью) способен с еще большей легкостью пересекать местность с рыхлыми либо сыпучими грунтовыми массами, залежами травами и иными неизменными «атрибутами» бездорожья. Однако и масса транспорта несколько увеличивается. Впрочем, это не оказывает особого негативного воздействия на динамику, возможность маневрирования. Незамысловатое управление требует минимальных навыков. Еще один весомый плюс, отличающий байк с электроприводом от традиционного мотоцикла — возможность передвигаться классическим «велосипедным способом» с помощью педалей. Отметим, что даже в том случае, если у транспортного средства сядет батарея, а рядом не окажется питания — вы без проблем сможете продолжить путешествие.

Электропривод

Конечно, функциональность электрического фэтбайка во много раз превосходит возможности классического. Выигрывает он и в сравнении с горным велосипедом. Подобные устройства наверняка заинтересуют людей, которые любят экстремальную езду в условиях бездорожья. Последнее будет лишь добавлять драйва и колорита, но никогда не станет препятствием, которое делает дальнейшее передвижение невозможным. Сходу можно привести несколько примеров проходимости усовершенствованного «фэта»: на электрическом байке удобно кататься по песчаным пляжам, каменистым грунтам, заболоченной местности, снежному насту — продолжать перечень локаций можно бесконечно. Наличие двигателя позволяет существенно расширить географическую вариативность, однако, не стоит скатываться в идеализацию: огромные препятствия нужно объезжать, а не пытаться «пробить» лобовой атакой. Отметим, что особую популярность подобные средства передвижения имеют в странах с холодным климатом. К таким странам можно отнести и Россию, фэтбайк здесь обретает действительно большую актуальность. Но стоит учитывать один аспект: как и в случае с автомобилем, человек, желающий использовать транспорт в любое время года, должен запастись несколькими комплектами колес — на летний и на зимний период.

Классификация и критерии выбора

Выше уже было указано, что ключевое достоинство описываемого нами транспорта — колеса, которые обуславливают высочайший уровень проходимости. Ввиду понижения объема воздушных масс внутри колеса, обеспечивается плавное перемещение даже по самой не ровной дороге. Ширина колес колеблется в диапазоне от 3.5 до 5 дюймов, а сам обод обычно не превышает десяти сантиметров. Самый тяжелый элемент — колесо — весит примерно четыре килограмма, а вся конструкция — от четырнадцати до двадцати килограммов. Однако производители постоянно стремятся усовершенствовать фэтбайк — производят различные облегченные модели.

Если же говорить об основном классификационном принципе, сходу можно выделить два типа:

  • Офсетные. Отличительная черта состоит в том, что центр обода (либо рама с вилкой) смещен к центральной части транспортного средства. В таком случае, конструкция предполагает использование универсальных втулок и возможность менять колёса местами.
  • Безофсетные. Отличительная черта — симметричность. Применяются устойчивые колёса, которые нельзя заменять друг другом. Некоторые могут посчитать это недостатком, поскольку разница в стандартах несколько осложняет покупку новых шин.

При выборе стоит обратить внимание на тип вилки фэтбайка. Она бывает «мягкого» и «жесткого» типа. Модели с «жесткой» вилкой ориентированы, в первую в очередь, на езду в условиях песчаных дорог, завалов снега. А вот «мягкая» вилка обеспечивает определенную амортизацию, что существенно повышает комфорт при передвижении по неровным поверхностям. Однозначно отдать предпочтение тому либо иному варианту невозможно, поскольку здесь все зависит от локации, по которой вы планируете путешествовать.

Также, не стоит забывать о том, что фэтбайк должен быть не только практичным, но и приятным в эстетическом плане. Желательно отдавать предпочтение тем моделям, расцветка которых вам нравится и выгодно выделяет вашего «двухколесного друга» как в черте города, так и во время дальних путешествий. Не стоит недооценивать фактор стилистики: опыт говорит о том, что определенную роль он играет даже для людей прагматического склада. Одним людям понравятся яркие модели (например, Fatbike Beinaiqi-2 зеленый), а другие предпочтут более «строгие» — вроде Fatbike GUNSROSE.

Классификация

Еще один важный критерий выбора — рисунок протектора. В ситуации, когда преимущественно планируются велосипедные прогулки в городских условиях, лучше отдавать предпочтение типам «слик» и «полуспик». Для людей, предполагающих выезд на природу в дополненние к основной комплектации можно приобрести специальные грязевые и гравийные покрышки. В зимних условиях наилучшим образом показывает себя резина с шипованным протектором.

Некоторые нюансы

Среди особенных моделей можно выделить в отдельную категорию — складные фэтбайки. Возможность предельно компактного хранения — весомое преимущество. Оно достигается за счёт специфической конструкции рамы, имеющей большое количество сочленений. Если вы хотите иметь возможность путешествовать с фэтбайком, например, положить его в багажник автомобиля, то обязательно обратите внимание на подобные модели.

Еще одна особенная линейка товаров — фэтбайки с двумя подвесками. На данный момент они еще не получили большого распространения, но уже в ближайшее время, нам наверняка придется увидеть новые авангардные модели. Двойная подвеска способна существенно увеличить и без того значительную управляемость и отзывчивость транспорта, а также повысить проходимость. Вы можете увидеть один такой фэтбайк в нашем каталоге — это Fatbike GUNSROSE-2.

Преимущества

Отчасти резюмируя, а отчасти дополняя вышесказанное, можно выделить следующие достоинства фэтбайков:

      • Проходимость. Едва ли имеет смысл продолжать расписывать наиболее очевидное! Достаточно просто взглянуть на фетбайк. Высокая проходимость, обусловленная габаритами колёс, является своего рода «визитной карточкой» данной модели продукции. Даже в случае с теми моделями, которые являются наименее габаритными (например, Fatbike Beinaiqi), вы получите возможность преодоления достаточно «неудобных» для велосипедов областей и поверхностей.
      • Универсальность и функциональность. За счёт возможности изменения уровня давления вы можете передвигаться фактически в любых условиях. Комфортность перемещения, даже в сравнении с обычным велосипедом, будет ощутима не только в экстремальных условиях бездорожья, но и при езде по городу. Фэтбайк является практически универсальным транспортным средством.
      • Долговечность. Поскольку фэтбайк ориентирован преимущественно на тяжелые эксплуатационные условия, он имеет высокую устойчивость ко всем возможным воздействиям (низкие и высокие температуры, влага и солнечные лучи) и с течением времени не теряет первоначального внешнего вида и свойств. Приобретая подобное транспортное средство, вы можете быть уверены в том, что через несколько лет вам не придется столкнуться с необходимостью замены. К сожалению, подобного нельзя сказать об обычных велосипедах.
      • Безопасность. Грамотная езда на фэтбайке — минимальные требования к вождению принимаются во внимание даже любителями экстремальными времяпровождения — является удобной и при должном умении — безопасной. Ввиду высокого качества всех комплектующих для моделей, которые представлены в каталоге товаров нашего магазина, вы можете быть уверены в том, что в дороге с вами не случится каких-либо неприятностей, обусловленных дефектами либо поломками.

Преимущества

Недостатки

Отметим, что практически все недостатки данного транспорта можно назвать условными. Для значительной массы людей они фактически не будут иметь никакого значения. Ради честности заметим, что то же самое применимо и к преимуществам, ведь если вам требуется велосипед на летнее время для езды сугубо в городских условиях, покупать фэтбайк нет смысла. Теперь стоит поговорить о минусах:

      • Масса. Конечно, для значительного пласта покупательской аудитории весомым недостатком выступит масса транспортного средства. Вес может доходить до двадцати килограммов и почти никогда не опускается ниже цифры в четырнадцать кило. Неудивительно, если вспомнить о габаритах колёс: большая масса — своеобразная «плата» за проходимость. Для некоторых людей данная характеристика может быть попросту дискомфортной по состоянию здоровья или в силу возраста. Если масса является для вас важным критерием, обратите внимание на наиболее легкие из представленных в нашем каталоге моделей: Fatbike GUNSROSE-2 или BNQ МТВ-3.
      • Специфический внешний вид. Часто отмечают «странный» внешний вид фэтбайков. Нестандартная форма делает его визуально схожим с чем-то средним между мотоциклом и велосипедом. Это может приводить к недопонимаю со стороны окружающих: нужно осознавать, что в городских условиях на вас постоянно будут бросать удивленные взгляды. Впрочем, для некоторых людей, получающих удовольствие от внимания со стороны незнакомцев, специфичность внешнего вида, напротив, выступит преимуществом: с таким велосипедом вы точно не останетесь незамеченным. Да и удивление едва ли можно назвать неприятным, так что в качестве недостатка этот пункт выносится лишь для проформы.
      • Стоимость. Конечно, средняя стоимость фэтбайка существенно выше средней стоимости обычного городского велосипеда. Поскольку он предназначен для езды в условиях бездорожья, все его комплектующие отличаются высокой прочностью — а значит, изготавливаются из специальных материалов. Впрочем, вы можете обратить внимание на наиболее демократичные по стоимости модели; например, Fatbike Hummer или Fatbike Jaguar.
      • Требования. Езда на фэтбайке по сложности аналогична езде на обычном горном велосипеде. Однако учитывайте, что покорение бездорожья — не самая простая задача. Если вы не отдадите предпочтение модели с электрическим приводом, приготовьтесь к тому, что местами перемещение в «необычных» условиях может потребовать от вас определенных затрат физических сил.

Заключение

Завершая анализ фэтбайков, заметим, что вопреки многим распространенным стереотипам, цены на них не так высоки. Конечно, они стоят существенно дороже обычных велосипедов, однако едва ли подобную покупку можно назвать неподъемной. Скажем, даже за меньше чем 250 евро можно приобрести отличное транспортное средство от производителя, который едва ли нуждается в рекомендациях. При выборе товара не забудьте обратить внимание на достаточно важный момент — число скоростей. Их количество варьируется в достаточно широком диапазоне, притом далеко не всегда напрямую коррелирует со стоимостью. Например, уже упомянутый в тексте выше Fatbike Hummer имеет 21 скорость, однако является одним из самых дешевых.

Надеемся, что данный текст был вам полезен, и желаем успехов в выборе фэтбайка, который подойдет именно вам!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.