Про компаунд и жесткость велопокрышек

Сегодня поговорим о материале, из которого изготавливают велопокрышки.
И определимся, что же лучше выбрать, чтоб «как для себя».

Что такое компаунд

Велопокрышки делают из двух основных материалов:

  • Резины
  • Компаунда

Давайте попробуем разобраться, что же такое «компаунд», что значит понятие «твердость» и как это всё влияет на характеристики покрышки.

Компаунд (compound) — это смесь резины, различных полимеров и мономеров. Те, кто в школе хорошо учил химию, «в курсе» всех этих словечек. Точные пропорции и химические составы каждый производитель держит в секрете.

Основные элементы компаунда это:

  • натуральный или синтетический каучук – от 40 – 60 %;
  • наполнители: сажа, известь, кремний и т.п;
  • смягчители: масла и жиры;
  • добавки против старения;
  • добавки, улучшающие вулканизацию (сера);
  • ускорители вулканизации: оксид цинка;
  • пигменты и красители.

Все наполнители и добавки составляют от 15 до 30%.

В производстве этот материал значительно дешевле, чем резина из синтетического каучука, поэтому его часто используют для изготовления велосипедных шин.

Одна из характеристик покрышек, изготовленных из этого материала – твердость или жёсткость компаунда.

Про жесткость

На что влияет жесткость покрышки:

  • на накат колеса,
  • сцепление с дорогой,
  • ресурс жизни покрышки.

Как и чем измеряется жесткость

Жесткость измеряется с помощью специального прибора: дюрометра или твердомера.

Принцип работы дюрометра прост: чем глубже при измерении “игла” прибора входит в материал, тем он мягче, а показания прибора меньше.

Дюрометр или твердометр - прибор для определения твердости

Обозначается жесткость двухзначным числом с буквой “а” на конце. Чем больше цифра — тем тверже материал.

Понятно, что такой прибор есть только у «больших специалистов». Для обычного велосипедиста жесткость покрышки (оценочно) можно определить, используя шипы на протекторе: если при нажатии на шип он вдавливается хорошо, то это мягкий компаунд, если нет – жесткий.

Другой способ проверки качества новой покрышки из компаунда: возьмитесь за «усик», если он есть, и потяните за него. “Усик” должны растянуться минимум в 2 раза. Кстати, если покрышка сделана из качественной резины, то «усик» может растянуться в длину до 4 раз.

Проверка качества покрышки по растягиванию "усика"

Отличить, из чего изготовлена покрышка, из резины или компаунда, так же можно при помощи пальца. Для этого прижмите сухой палец к покрышке и с усилием провести им по ней. Если покрышка сделана из резины, то Вы почувствуете, что резина как-бы «тянется за пальцем». Компаунд же почти не тянется.

В принципе, при одной цене, покрышка из компаунда всегда лучше резиновой.

Показатель жесткости указывают отнюдь не все производители. Изредка его пишут сбоку на покрышке (например, фирмs Compass, Maxxis)

Обозначение жесткости компаунда на покрышке

Чаще эту характеристику указывают на фирменной этикетке, упаковке, или, как минимум, на сайте.

В зависимости от состава компаунда, свойства покрышки могут быть разными. Например, сликовая покрышка из очень мягкого компаунда может катиться по гладкой поверхности даже хуже, чем покрышка с зубастым протектором, но высоким показателем жесткости.

Производители используют большое количество различных материалов при производстве, но общая идея одна: чем мягче компаунд, тем у него лучше сцепление с дорогой, но выше скорость износа.

Указание жесткость компаунда покрышек

Вот некоторые значения твердости и их описание на примере покрышек Maxxis:

  • 40a (Maxxis Slow Reezay) — самый мягкий и «липкий» компаунд.
  • 42a (Maxxis Super Tacky) — чуть тверже предыдущего, но все еще очень «липкий» и мягкий.
  • 57а/62a (Maxxis Detonator) — износоустойчивая покрышка, обеспечивающая хорошое сцепление с любой дорогой.
  • 60a (Maxxis MaxxPro) — универсальная жесткость со средними показателями, похожа на предыдущий вариант.
  • 62a (Maxxis eXCeption) — жесткий компаунд с хорошим накатом.
  • 70a (Maxxis OVERDRIVE) — очень жесткий, самый накатистый и износостойкий компаунд. Обеспечивает низкое сопротивление качения и имеет максимальную износостойкость
  • 80а – мега-жесткий компаунд, встречается редко в специально изготовленных покрышках

Плюсом мягких компаундов с маленьким показателем жесткости (40а, 42а) является то, что они дают максимальное сцепление с поверхностью, что особенно важно, например, при скоростном спуске по экстремальным трассам в даунхилле. Они позволят быстро затормозить, не соскользнуть с дороги при резком повороте или большом уклоне. Они так же обладают свойством «прилипания» к неровностям дороги и медленного «отскока». Иными словами – «медленно отпружинивают» при наезде на мелкие камни, корни и другие неровности трассы.

Иногда подобные покрышки так же обозначают надписью ST или SUPER TACKY (англ: супер липкий).

Суперлипкие покрышки Super Tacky

Минус мягких компаундов:

  • На ровной дороге они дают отвратительный накат. Они как-бы «липнут» к дороге.
  • Быстро стираются, особенно на задних колесах, так как нагрузка на них выше, чем на передних.
  • При отрицательных температурах становятся “пластмассовыми” и трескаются.

Используют в основном в даунхиле – скоростному спуску по пересеченной местности (downhill — «вниз с холма»).

Даунхил - скоростной спуск по пересеченной местности

Покрышки с жесткостью 57а и 60а неплохо противостоят износу и подойдут как для даунхилла, так и для других экстремальных типов катания.

Часто ставят для таких поездок переднюю покрышку с жесткостью 42а, а заднюю – 60а. Это позволяет не так быстро стирать заднюю покрышку.

Можно сказать, что велопокрышки с жесткостью 60а – это универсальный вариант для различных типов экстремального катания.

Велопокрышки с жесткостью 62а и 70а имеют отличный накат и хорошую износостойкость. Они подойдут для кроскантри (гонки по пересечённой местности, лесу, где есть спуски, подъёмы, скоростные участки), прогулочного катания и т.п. Поэтому, если Вы много ездите по асфальту и не хотите часто менять покрышки – покупайте слики или полуслики с жесткостью 70а.

Кросскантри - гонки по пересечённой местности

Покрышки с составными компаундами

Производители покрышек постоянно стремятся улучшать свои изделия и для лучшего использования положительных качеств мягких и твердых компаундов начали изготавливать шины с многосоставными компаундами.

Например, в покрышках с двойным компаундом центральную часть протектора изготавливают из жесткого, а боковые – из мягкого слоев. Такая покрышка имеет лучший накат и хорошо «держит дорогу» на поворотах.

В трех-слойных компаундах используют самый жесткий слой для основы или подложки шины, а из более мягких, но, всё-равно, разных по жесткости слоев, изготавливают протектор и боковины.

Покрышки с трехслойным компаундом

Нужно учитывать, что такие покрышки, в связи со сложностью производства, стоят дороже однослойных.

Что разрушает компаунд

  • Солнечный свет, УФ и ИК излучение – поэтому хранить их, и вообще сам велосипед, нужно в защищенном от солнечного света месте.
  • Высокие температуры. Особенно на солнце или вблизи отопительных приборов.
  • Высокая влажность – она плоха не только для колес, но и всех остальных деталей велосипеда.
  • Резкие перепады температур.
  • Соль и реагенты, которыми посыпают дороги в зимнее время. Поэтому после зимних поездок по городским улицам лучше немного проехаться по чистому снегу или просто смыть соль с колес.

Более подробно о том, где и как хранить велосипед зимой, можно почитать в отдельной статье.

Дополнительно можно почитать о покрышках здесь:

  1. Что такое TPI (EPI) у велосипедных покрышек.
  2. Как защитить от проколов велосипедное колесо
  3. Шишка (грыжа) на велосипедном колесе. Почему появляется и можно ли её «лечить».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.