Расшифровка маркировки велосипедных шин и покрышек

Маркировка велосипедных шин

В первую очередь, подходящие покрышки для велосипеда подбираются исходя из размера. Однако его обозначают по-разному, к тому же параллельно на боковины велошин наносятся другие маркировки. В материале мы разберем все ключевые обозначения, применяемые для маркировки велопокрышек. Разбираясь в них, выбрать резину для байка не составит труда.

За состоянием резины на колесах велобайка необходимо тщательно следить. Изношенные шины ухудшают ездовые качества велосипеда, сулят проблемами с торможением и управляемостью, да и попросту делают езду небезопасной. Основополагающий фактор при выборе шин для байка — это подходящий размер, подбираемый в соответствии с калибром колес велосипеда:

  • колеса от 12 до 20 дюймов характерны для детских и BMX-велосипедов, складных моделей сити-байков;
  • размер обода 22 или 24 дюйма встречается преимущественно в подростковых велосипедах;
  • колеса 26 и 27.5 дюймов — прерогатива горных велосипедов и фэтбайков;
  • диаметр 28 дюймов встречается в горо дских велосипедах и шоссейниках;
  • большие колеса 29-дюймового диаметра устанавливаются на МТВ-байки.

Заметьте, что размер колес принято обозначать в дюймах. Однако для маркировки размерности велопокрышек эта величина измерения подходит не лучшим образом, поскольку дюймовая система маркировки шин отражает лишь примерные показатели — она недостаточно точная. В идеале стоит ориентироваться на размеры велорезины, выраженные в миллиметрах.

Размеры в миллиметрах

Наиболее точно размеры велопокрышек отражены в европейской системе маркировки согласно спецификациям ETRTO (European Tire and Rim Technical Organization). Размер шины записывается в виде:

  • 37 — это ширина покрышки в миллиметрах;
  • 622 — внутренний диаметр в миллиметрах, определяющий возможность установки шины на обод колеса.

Полезный совет. Ширина покрышки должна превышать ширину обода в 1.5-2.5 раза. Более широкая резина усложняет вхождение в повороты, плюс к этому тормозные колодки могут затирать о боковину шины. Более узкие покрышки больше подвержены износу и проколам.

Популярные покрышки для горных велосипедов

Размеры в дюймах

В дюймовой системе маркировки могут применяться комбинации из двух или трех цифр. Первый вариант:

  • 24 — наружный диаметр шины в дюймах;
  • 1.75 — приблизительная ширина покрышки в дюймах.

Второй пример записывается следующим образом:

28 х 1 5/8 х 1 3/8

  • 28 — внешний диаметр шины в дюймах;
  • 1 5/8 — приблизительная высота велопокрышки в дюймах;
  • 1 3/8 — примерная ширина шины в дюймах.

Дюймовая система определяет приблизительные показатели размера, что затрудняет подбор велопокрышек с одним и тем же маркером для велосипедов разных видов. В частности, диаметры 559 мм, 571 мм и 590 мм маркируются как 26 дюймов, а шины с диаметром 622 мм и 635 мм приравнены к дюймовому размеру 28 дюймов. Велопокрышки 28 и 29 дюймов вовсе имеют одинаковый посадочный размер 622 мм — различаются они лишь высотой и толщиной.

Основные размеры в разных системах маркировки велошин.

Во избежание недоразумений подбирайте новые велошины по образцу старых. А лучше всего выбирать резину, у которой обозначения в дюймах дублируются европейской маркировкой в миллиметрах по стандартам ETRTO.

Французская система маркировки

Французская маркировка подразумевает буквенно-числовое обозначение размерности велопокрышек. Записывается она в формате:

  • 700 — наружный диаметр шины в миллиметрах;
  • 35 — ширина покрышки в миллиметрах;
  • C — внутренний (посадочный) диаметр. Буква латинского алфавита C соответствует внутреннему размеру 622 мм. В целом же шины на французский манер могут маркировать буквами от A до D (от наименьшего размера до наибольшего).

Французская система маркировки применяется на покрышках для шоссейных, гравийных, гибридных и городских велосипедов, а вот покрышки для «горняков» ею не обозначаются.

Велопокрышки 700×35

Плотность каркаса и жесткость протектора

Каркас, придающий велошине форму, плетется из различных синтетических нитей (например, нейлона — маркируется надписью Nylon). Плотность их плетения обозначается двух- или трехзначным числом с надписью TPI или EPI. Аббревиатура TPI (Thread Per Inch) является общепринятой во всем мире, тогда как EPI (Ends Per Inch) — это маркировка плотности каркаса на европейский манер. Принципиальных отличий между указанными характеристиками нет.

Показатель TPI (EPI) определяет плотность каркаса велошины.

Чем больше показатель TPI (EPI), тем плотнее нити корда лежат в каркасе покрышки. Следовательно, шины с высокой плотностью каркаса обладают хорошей прочностью за счет меньшего количества резины в боковинах, лучше сопротивляются проколам, выдерживают более высокое давление, а еще они весьма легкие. И наоборот, в моделях с малым числом TPI нитей корда меньше, а резины больше — такие шины весят больше, однако стоят дешевле.

Интересный факт. Исключения из правил маркировки плотности каркаса встречаются в сегменте велорезины для экстремальных дисциплин (фрирайда, даунхилла и т.п.). TPI у таких шин достаточно высокий, а резины — много. Подобные шины обладают отменной прочностью и в то же время большим весом. Впрочем, на первый план в них поставлены безопасность и надежность, так что на увеличенный вес закрывают глаза.

Прочность велопокрышек также описывается строением боковин:

1. LiteSkin — шины с облегченными и тонкими боковинами (для быстрой езды по ровным твердым дорогам). 2. SnakeSkin — шины с защищенными боковинами для предотвращения их порезов (заточены под покорение бездорожья, лучше сопротивляются проколам).

Жесткость протектора велошин маркируется следующими обозначениями:

  • 40-45a — мягкий протектор;
  • 50-60a — протектор средней мягкости;
  • 60-70a — жесткий протектор.

Более жесткий протектор обеспечивает хороший накат и снижает вероятность повреждения шины, но ухудшает сцепные свойства и комфортабельность поездок за рулем велосипеда. Отметим, что наиболее мягкую велорезину нередко маркируют аббревиатурой ST (Super Tacky).

Степень жесткости резинового компаунда велошин можно определить и по цветовым маркировкам. Они зачастую представлены в виде цветной полоски, пущенной вдоль всей покрышки по беговой дорожке протектора:

  • Фиолетовая полоса — ультрамягкий состав резиновой смеси.
  • Оранжевая полоса — мягкая резина.
  • Синяя полоса — компаунд средней твердости.
  • Красная полоса — твердая резина для хорошего наката.
По цвету полосок на протекторе можно визуально определить степень жесткости велорезины.

Мягкие составы дарят чуткие реакции на команды рулевого управления и обеспечивают хорошее сцепление, однако чем мягче резиновый компаунд, тем быстрее истирается протектор. Модели велошин с двумя типами компаунда в конструкции могут обозначаться как Dual Compound, с тремя — индексом 3C либо же словосочетанием Triple Compound.

Что же касается бортировочного троса, стальные материалы его изготовления маркируются индексами Steel, Unfold и т.п., кевларовые — Kevlar, Folding, Foldable и т.п.

Иногда на шинах указывается максимально допустимая нагрузка:

MAX. LOAD 125 kg (275 LBS)

Показатель предельной нагрузки записывается при максимально допустимом давлении в шине. Измеряется он в килограммах (kg) или фунтах (LBS).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.