Что такое калипер велосипеда, виды и особенности
Надежность работы тормозной системы обеспечивает безопасность не только водителя транспортного средства, но и остальных участников дорожного движения. Это касается автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Для безопасности на дороге должны быть исправны все части системы торможения, в том числе калипер велосипеда, используемый в распространенных дисковых тормозах.
Содержание
Типы тормозных устройств
С развитием велосипедной промышленности тормозные системы совершенствовались. При этом все они работали по принципу взаимодействия тормозных колодок с другими деталями тормозной конструкции. Обычно принято говорить о четырёх видах устройств торможения:
- барабанные тормоза (с ножным, педальным, а в недавнее время и с ручным приводом);
- ободные тормоза;
- дисковые тормоза;
- роллерные тормоза (используются редко).
У каждого из названных видов существуют преимущества и недостатки. Однако опыт показывает, что наиболее надёжными остаются ободные и дисковые конструкции.
Как устроен калипер
В целях облегчения тормозной конструкции калиперы обычно делают из алюминия, реже – из сплавов магния. Часто цельнолитые калиперы изготовляют из двух частей, прикреплённых друг к другу с помощью болтов.
Калиперы бывают:
- однопоршневые;
- с двумя поршнями – с каждой стороны.
К двупоршневым деталям можно свободно прикрепить удлинённые колодки.
Существуют универсальные крепления (по типу Post Mount), имеющие овальные отверстия, благодаря которым калиперы можно крепить практически к любой вилке. В недорогих тормозах имеется фиксированный ввод гидролинии в калипер, у более дорогих угол ввода можно настраивать самостоятельно.
Для чего нужен калипер
Калипер — это основная действующая часть дисковой системы торможения велосипеда. Является аналогом (только меньшего размера) суппорта автомобиля или мотоцикла. Его задача — переносить силовой импульс на тормозные колодки, также он их удерживает.
Торможение на велосипеде происходит за счёт остановки вращающегося диска или ротора, зажатого между колодками, вставленными в калипер. Он, в свою очередь, крепится к вилке или раме велосипеда болтами, при помощи адаптера, выполняющего функцию переходника. Силовой импульс от тормозной ручки переходит к калиперу по металлическому тросику или по гидролинии. Калипер передаёт усилие колодкам, которые сразу же сжимаются и тем самым останавливают диск. Металлический ротор нагревается во время вращения. Он может иметь различный диаметр. Большие роторы ускоряют торможение и быстрее остывают.
При неисправном калипере тормоза не смогут выполнять свои функции. Поэтому ремонт и обслуживание этого механизма должны проводиться по мере необходимости. В гидравлической системе нужно регулярно менять жидкость, а в механической – смазывать и подтягивать тросик.
Сам калипер должен быть адаптирован под модель велосипеда.
Устройство калипера
Конструкция механического и гидравлического калиперов отличается. Механический – представляет собой кулачковый механизм. С наружной стороны он оснащен рычажком, к которому крепится тросик. Импульс от ручки к поршню передается посредством клина, кулачка или многозаходного винта. При этом, плоскости движения колодок и рычага взаимно перпендикулярны.
У гидравлического внутри цельнометаллического корпуса с одной, или с двух сторон крепится поршень(два). При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость, которая двигает поршни давлением, а они двигают колодки.
Калипер может иметь один или два поршня. Колодки бывают с органическим или металлическим наполнением. Первые мягкие, быстрее притираются и менее износостойкие, чем вторые.
Важную роль играет размер ротора. Стандартными считаются 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше параметр, тем эффективнее торможение, быстрее и надежнее действует система. Однако это не значит, что диск 220 мм можно поставить на любую модель. Выбор зависит от того, для каких целей предназначено средство передвижения: большие роторы устанавливаются на модели для экстремальной езды, в т. ч. на велосипеды горные, где от скорости и мощности торможения напрямую зависит жизнь райдера. В городских моделях используются роторы 160-180 мм.
Механический или гидравлический выбрать
Преимущества есть и у механических, и у гидравлических калиперов.
Достоинства механического:
- невысокая стоимость;
- простота обслуживания и замены;
- удобство установки.
Недостатки:
- необходимость частой регулировки, подкручивания;
- при разрыве тросика, тормоза у велосипеда отказывают моментально.
Достоинства гидравлического калипера:
- надежность в эксплуатации;
- гидравлика не такая громоздкая по своим габаритам;
- быстрая реакция даже на несильное нажатие;
- износостойкость благодаря отсутствию трущихся деталей;
- высокая мощность торможения.
Такие тормоза требуют периодической замены жидкости. Возможны повреждения гидролинии при падении.
У гидравлического калипера выше стоимость, обслуживание сложнее. При этом он намного мощнее и надежнее, чем механический. При выборе системы торможения нужно руководствоваться видом велосипеда и стилем езды. Гидравлической следует отдать предпочтение там, где резкая и мощная остановка жизненно необходима. Это все виды экстремальной езды на горной и пересеченной местности, при скоростном спуске, на гоночной трассе, при выполнении различных трюков.
Для размеренного велотуризма, начинающих велосипедистов, и езды в пределах населенного пункта лучшим вариантом будут доступные, простые в обслуживании механические тормоза.
Какой тип тормозной системы велосипеда ни был бы выбран, калипер требует внимательного и бережного отношения. Своевременный уход и ремонт — залог безопасности на дороге.
Свежие комментарии